Часто мы слышим о том, как бренды объединяют свои усилия, творческие идеи и ресурсы для создания совместных проектов: коллаборации становятся всё более актуальным инструментом продвижения для самых разных компаний. Сегодня поговорим о том, в чём польза такого взаимодействия и как найти подходящих партнеров, если вы тоже решили прибегнуть к данному инструменту.
Что такое коллаборация
В современном маркетинге речь идет о сотрудничестве двух и более людей или компаний для создания какого-то продукта или события, ограниченного временными рамками. Довольно часто мы слышим о таком формате взаимодействия в онлайн-пространстве: например, когда известный блогер и какой-то бренд создают совместную линейку товаров.
Из свежих проектов — коллаборация российского бренда одежды «Твое» и киностудии «Мосфильм», которые выпустили одежду с кадрами из советских фильмов. Или летний совместный проект бренда Zarina и Русского музея, представивших совместную коллекцию футболок и аксессуаров с изображением полотен русских художников.
Преимущества такого сотрудничества очевидны:
- Увеличение продаж: за счет обмена аудиторией и яркого информационного повода интерес покупателей к новому продукту выше, чем к брендам по отдельности. Кроме того, коллаборации зачастую представляют лимитированные решения, а желание обладать тем, что выпущено ограниченным тиражом, обычно выше, чем интерес к покупке стандартных коллекций.
- Обмен клиентами: бренды обычно подбирают партнеров с похожей целевой аудиторией, поэтому, когда они объединяются друг с другом, приобретают новых покупателей.
- Увеличение узнаваемости за счет предыдущего пункта: плюс интересные коллаборации зачастую становятся «вирусным» контентом, которым люди делятся друг с другом просто так. Бренды-участники совместных проектов чаще упоминаются, обсуждаются и становятся активными игроками информационного пространства.
- Рост лояльности аудитории: если компании, которые делают коллаборацию, обладают устойчивой репутацией, доверие клиентов становится выше.
Как выбрать партнера
Если вы решили объединить усилия с другой компанией и сделать коллаборацию, важно внимательно выбрать того, с кем будете сотрудничать. Партнером может стать:
- Блогер: обычно стоит рассмотреть лидера мнений, который обладает хорошей репутацией, доверием аудитории, близок вам по ценностям и не против побыть вашим амбассадором какое-то время. Лучше ориентироваться на инфлюенсера с блогом, у которого примерно такой же объем аудитории, чтобы обмен был равноценным.
- Другая компания, у которой похожая сфера деятельности, но при этом вы не являетесь прямыми конкурентами. Например, бренд одежды и украшений, компания по производству натуральной косметики и магазин, в котором она продается.
- Более сильный игрок тоже может стать вашим партнером по коллаборации. Однако в таком случае важно понимать, что вы можете ему предложить: например, повысить его узнаваемость среди вашей целевой аудитории, которая ему потенциально может быть интересна.
На что обратить внимание при выборе партнера для коллаборации:
- Аудитория: она должна быть похожа, но не пересекаться напрямую. Если ресторан объединяется с брендом одежды, клиентами которого являются примерно одни и те же люди, то почему нет. А если два ресторана быстрого питания, гости которых постоянно выбирают между ними, планируют сделать совместную акцию, стоит задуматься о ее целесообразности.
- Похожие ценности: например, вы планируете выпустить обучающий курс по нативным продажам и хотите привлечь к нему эксперта со стороны. Нужно ли вам сотрудничество с тем, кто придерживается принципов более агрессивного маркетинга? Или стоит рассмотреть специалиста, который в большей степени разделяет ваши взгляды?
- Репутация: если партнер, которого вы хотите привлечь к сотрудничеству, ранее становился объектом критики и неоднозначной реакции аудитории, оценивайте возможные последствия такого взаимодействия.
Как сделать коллаборацию эффективной
- Начните с цели: что вы хотите получить на выходе и что готовы предложить сами. Примеры ключевых задач: увеличить продажи, получить прирост аудитории, повысить узнаваемость бренда. Определите, какие критерии помогут оценить результат. Например, если вы ожидаете большой поток клиентов на сайт, не забудьте подключить метрики, когда хотите привлечь аудиторию в социальные сети. Подумайте, как сможете понять, что люди пришли после коллаборации.
- Продумайте, что бы вы хотели сделать вместе с партнером: выпустить совместный товар, сделать серию публикаций или общую фотосессию, быть может, создать новый продукт.
- Распределите зоны ответственности: если вы хорошо продумали первый пункт, то на данном этапе трудностей быть не должно. Обсудите, кто и за что будет отвечать.
- Посчитайте бюджет и ресурсы (финансовые и временные), необходимые для реализации проекта. Коллаборация хороша еще и тем, что помогает минимизировать расходы на производство и продвижение. Однако вложения всё равно будут, и важно, чтобы они оказались равнозначными.
- Будьте готовы, что на этапе реализации возникнут трудности: например, ваши ожидания не оправдаются или аудитория воспримет коллаборацию не так, как вы ожидали. Заранее подумайте о том, что будете делать в таком случае.
- Оцените результат: первый пункт поможет. Правильность поставленных целей и показатели, которые вы рассчитывали получить, важно замерить на выходе.
Коллаборация — инструмент маркетинга. А он, в свою очередь, предполагает, что мы на практике тестируем гипотезы, которые иногда не оправдывают себя. Если сотрудничество оказалось не таким эффективным, как вы планировали, старайтесь воспринимать его как опыт.
Эффективная воронка продаж для бизнеса
Ключевые стратегии для привлечения внимания в условиях информационного шума