Бизнес,Деньги
12 августа, 2024

Управленческий учет — инструмент, который поможет навести порядок в вашем бизнесе

Разбираемся, что в него входит, почему он необходим и как его внедрить в деятельность предприятия.

Чтобы принимать взвешенные стратегические решения и планировать деятельность компании на длительный период, руководитель должен владеть информацией, касающейся финансовой активности предприятия. Ее позволяет собрать и структурировать управленческий учет — в отличие от бухгалтерского, он не является обязательным, однако играет важное значение в вопросах организации работы фирмы. Сегодня решили обсудить, какая отчетность входит в данный вид учета, кто должен за него отвечать и как его внедрить в ваш бизнес.

Что такое управленческий учет и чем он полезен

К нему относят работу с финансовой отчетностью, позволяющую анализировать эффективность бизнес-процессов и корректировать их при необходимости для роста прибыли компании. В отличие от бухгалтерского, задача которого — собрать данные о доходах и расходах организации, а также предоставить необходимые документы в налоговую и оплатить обязательные взносы, управленческий позволяет наглядно увидеть, на что уходят деньги предприятия, какие процессы работают эффективно, а где нужно изменить подход к их оптимизации, чтобы увеличить доход от бизнеса.
Как правило, управленческий учет необходим руководству — поэтому ответственные за его разработку члены команды на регулярной основе предоставляют необходимые данные.

Что он дает компании:

Управленческий учет бывает четырех видов: производственный (в него входят данные, касающиеся продукта), маржинальный (рассматривает информацию о расходах и помогает понять уровень прибыльности в бизнесе), бюджетный (касается эффективности работы компании на каждом этапе) и стратегический (анализирует данные, позволяющие разработать план дальнейшего развития фирмы).

Как организовать и внедрить управленческий учет в компании

Шаг первый — проанализировать, какие данные о деятельности организации уже есть, от них можно оттолкнуться. Чаще всего первые отчеты, которые составляют в бизнесе, касаются доходов и расходов, себестоимости продукта и количества продаж — их можно взять за основу.
Также для ведения управленческого учета используют отчеты о движении денежных средств, данные о полученной прибыли и убытках, информацию о дебиторской задолженности — перечень документов будет зависеть от целей, которые вы ставите.

Шаг второй — определиться, для чего вашей компании нужен управленческий учет: например, вы хотите оптимизировать бизнес-процессы, повысить производительность труда персонала, составить план развития компании на полгода или несколько лет, проанализировать эффективность текущей деятельности и найти слабые места. Сформулируйте свои цели как можно более точно.
Вне зависимости от поставленных задач, в ходе управленческого учета обычно проводится анализ расходов компании по разным направлениям, рассчитывается точка безубыточности, определяется количество средств, затраченных на каждый из проектов организации, себестоимость продукции, расходы на производство и т. д.

Шаг третий — выберите периоды, в течение которых будет осуществляться процесс учета. Например, это может быть как текущая отчетность — за неделю, месяц, — так и охватывающая более длительный отрезок времени — полгода, год.

Шаг четвертый — пропишите критерии, которые помогут ответственным за данный процесс сотрудникам осуществлять учет. Чаще всего к ним относят своевременное и регулярное обновление данных, позволяющее работать только с актуальной информацией, простую и понятную подачу, благодаря которой доступ к сведениям и взаимодействие с ними удобны для сотрудников. Кроме того, не нужно перегружать отчеты лишними показателями — оставляйте только те, которые помогают принимать решения.

Шаг пятый — определите, кто из специалистов компании может взять на себя выполнение этой работы и предоставление необходимых данных, например менеджеры отделов, бухгалтер, экономист и т. д., и назначьте ответственного за ведение управленческого учета. Желательно, чтобы этим человеком был работник, обладающий профильным образованием.

Шаг шестой — решите, каким образом вы будете осуществлять контроль за реализацией поставленных задач, чтобы понять, насколько новая система учета полезна для компании.
Разработанные требования и стандарты необходимо зафиксировать в отдельном документе и представить для ознакомления и подписания сотрудникам, участвующим в работе с финансовой отчетностью.

Правила работы с онлайн-кассами для начинающих предпринимателей

Чек-лист бухгалтерского учета

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: