Руководитель всегда прав? Вовсе нет: даже опытные управленцы совершают промахи, что уж тогда говорить о начинающих. Одновременно со стереотипом о том, что начальство не ошибается, существует и другой — будто ему совершенно не обязательно приносить извинения команде. Однако на самом деле управленец — человек, который прежде всего своим примером должен показывать сотрудникам, что ошибки — часть опыта, а способность их признать и найти возможность исправить последствия — путь к успеху.
Извиняться или нет?
Вопрос, который наверняка хотя бы раз в жизни задавал себе почти каждый руководитель, ведь когда на плечах лежит ответственность за управление компанией и ежедневно нужно принимать множество решений — серьезных и рутинных, — упустить что-то из виду довольно легко. А необдуманный выбор или поспешный вывод иногда может привести к ущербу для всей команды.
С одной стороны, начальнику может быть сложно признать промах и извиниться перед сотрудниками из-за страха утратить свой авторитет — как опытному профессионалу, грамотному управленцу и т. д. С другой — культура деловых отношений во всем мире на текущий момент развивается таким образом, что успешные лидеры достаточно легко приносят свои извинения не только членам команды, инвесторам, но и общественности.
Если в компании существует ценность открытой коммуникации между работниками, то способность признавать свои ошибки и исправлять их последствия — навык, который руководитель может формировать у коллектива своим примером.
У такой тактики есть определенные профиты:
- Ошибка не замалчивается, а озвучивается, из нее делаются выводы, а значит, в следующий раз команда может поступить по-другому и не столкнуться с негативными последствиями своих действий.
- Наличие оплошностей говорит, скорее, о том, что компания развивается и пробует выходить за рамки привычных действий, поэтому признание промахов руководителем стимулирует членов коллектива легче тестировать новые идеи, не боясь последствий.
- Она создает в команде атмосферу доверия, поддержки, благодаря чему сотрудники становятся более вовлеченными и лояльными по отношению к компании.
- На примере руководителя другие работники с большей вероятностью будут понимать, что ошибаться — нормально, как и не замалчивать это, и смогут также брать на себя ответственность за последствия своих действий.
Основные принципы конструктивных извинений перед командой
Шаг первый — четко сформулируйте, в чем именно заключается ваш промах и какие у него последствия. Допустим, вы не оговорили с подрядчиком порядок действий в случае нарушений сроков по работе над проектом по вине его сотрудников, теперь приходится решать сложившуюся ситуацию силами членов своей команды. Ваши специалисты вынуждены задерживаться, переносить другие задачи, чтобы фирме не пришлось нести финансовые потери. Если бы руководитель убедился, что в договоре, который он подписывал, обозначена ответственность сторон и способы решения проблемы в подобных ситуациях, этого можно было бы избежать.
Шаг второй — не стоит перекладывать ответственность на кого-то другого, например заказчика, подрядчика, обстоятельства, коллег. Акцентируйте внимание только на ваших действиях. Скажем, если в случае из примера выше именно вы не изучили договор, а подрядчик затянул сроки, нет смысла винить его, в первую очередь необходимо будет решить сложности, которые возникли внутри вашей команды.
Шаг третий — поговорите с коллективом или сотрудником, который пострадал из-за вашей невнимательности. Если из-за ваших действий подчиненные задерживались на работе, меняли свой рабочий график, то будет уместно извиниться и поблагодарить команду. В данной ситуации важно объяснить причину произошедшего, а также сделать выводы из происшествия — например, что теперь договор перед подписанием всегда будет читать сотрудник юридического отдела и подписывать готовый документ вы станете не между делом, а только в специально отведенное для этого время. Это даст возможность еще раз просмотреть бумаги, чтобы ничего не упустить.
Шаг четвертый — предложите решение сложившейся ситуации: что вы и команда можете сделать, чтобы минимизировать негативные последствия для компании и ее коллектива. Например, в истории из примера выше логично выписать премии тем, кому пришлось работать больше обычного, можно также попробовать провести переговоры с подрядчиком, чтобы у работы над проектом появились новые измеримые сроки, и т. д.
Чего не стоит делать:
- Брать на себя больше, чем есть на самом деле, — иногда неприятные ситуации случаются не только по вине одного человека, это важно учитывать и отвечать только за свои действия.
- Делать извинения привычкой, поскольку из-за этого у членов команды действительно может сложиться впечатление, что руководитель плохо разбирается в том, чем пытается управлять. Авторитет начальника в такой ситуации начинает страдать, а лояльность сотрудников — падать.
- Впадать в излишнюю драму — в любой ситуации вы остаетесь руководителем, так что, независимо от ситуации, держите лицо.
«Взяли за красивые глаза», или кто такие personality hire
Способы удержать сотрудника, которого переманивают конкуренты