Запустить свое дело с небольшим количеством вложений — неплохая возможность попробовать себя в сфере предпринимательства. Одним из подходящих вариантов для этого может стать открытие магазина-палатки, киоска, автомата — такой формат сооружения называется нестационарным торговым объектом. Сегодня решили поговорить о том, какой бизнес можно вести данным способом, в чем его преимущества и недостатки, а также как выбрать локацию и подготовить документы для запуска.
Что такое НТО и кому подойдет
Нестационарные торговые объекты — так называют сооружения, которые не имеют прочного крепления с поверхностью земли и могут легко транспортироваться в другую локацию. Они не считаются объектами недвижимости, их не нужно регистрировать в Росреестре как обычные помещения, поэтому вложения в создание проекта в таком формате могут быть несколько ниже, чем при работе со стационарным объектом.
Киоски или палатки с фруктами, овощами, цветами, барбершопы на колесах, передвижные кофейни, автоматы по продаже воды, закусок и т. д. — все это относится к видам бизнеса, которые можно открыть в формате НТО.
В чем преимущества работы с НТО:
- Проще в плане организации — если вы собираетесь запустить обычный магазин и решили построить для него небольшое помещение, впоследствии потребуется ставить его на кадастровый учет в Росреестре. С НТО этого не нужно.
- При необходимости его можно перемещать в другую локацию — допустим, вы открыли киоск в определенном месте, спустя время поняли, что тут недостаточно трафика. Можно просто перевезти его на новую площадку без ущерба для самой конструкции, потребуется только перезаключить договор на размещение с тем, кому принадлежит участок. С обычным помещением так не получится — нужно будет искать других арендаторов, если он в собственности, или подбирать иную площадку для аренды с последующим ремонтом и оснащением.
- Меньше требований с точки зрения противопожарной безопасности и внешнего вида объекта, но вот если планируете продавать продукты питания, санитарные нормы все равно придется соблюдать.
Для каких видов бизнеса подойдет формат НТО:
- Продажа еды или напитков — сэндвичей, снеков, гамбургеров, шаурмы, кофе, лимонадов, мороженого и т. д. Можно работать в формате мобильного НТО (передвижного) и немобильного — например сделать вендинговый автомат, в котором покупатель просто выбирает, оплачивает и забирает нужный товар.
- Оказание некоторых видов услуг — скажем, барбершоп «на колесах», плетение косичек, нанесение временных татуировок и т. д.
- Реализация сувениров, печатной продукции (журналы, книги, газеты), продажа одежды и обуви и так далее.
- Цветочный киоск, палатка для продажи овощей и фруктов недалеко от жилого дома.
- Временные НТО для участия в городских мероприятиях — фестивалях, ярмарках, для ведения сезонного бизнеса (товары для отдыха на пляже, палатки с сахарной ватой в парках и т. д.)
Как открыть НТО
- Определиться с форматом бизнеса и типом продукта — тут все стандартно, отталкиваться нужно от региона, рынка, перспективности бизнес-идеи в целом, уровня спроса, потребностей целевой аудитории, особенностей сезона и т. д. Как и для любого проекта, потребуется составить бизнес-план, просчитать объем вложений и срок их окупаемости.
- Убедиться, что ваш объект соответствует требованиям к НТО, — их меньше, чем к стационарным, но они все равно есть. Например, у вас должен быть огнетушитель, в помещении нельзя хранить горючие материалы, если там нет окон, продавать товары, которые легко могут загореться, тоже не разрешается. Необходимо иметь полный перечень документов на продукцию в соответствии с ее типом, договор на вывоз мусора, поставку воды и договор на размещение объекта на выбранной вами территории. И если вы планируете продавать продукты питания, необходимо соблюдать все санитарные нормы — в помещении должна быть раковина, водопровод, холодильник, важно обеспечить раздельное хранение и взвешивание готовой еды, нуждающейся в обработке, ежедневный вывоз бывшей в применении упаковки. Еще у сотрудников должна быть медицинская книжка, а поблизости находиться туалет.
- Подобрать подходящую локацию — важно убедиться в наличии высокого уровня трафика, а также в том, что по соседству нет прямых конкурентов или их наличие, наоборот, играет на руку. Допустим, если вы планируете разместить фуд-трак по соседству с другими похожими объектами, это может привлечь дополнительный трафик от соседей, но ставить еще одну кофейную точку рядом с конкурентом может быть нецелесообразно. Располагая вендинговый автомат с водой в новом ЖК, убедитесь в том, что на соседнем доме нет аналогичного. И т. д.
При выборе локации важно понимать, что территория может принадлежать частному собственнику или быть муниципальной, государственной. В первом случае понадобится просто подписать договор с ее владельцем, во втором — с органом власти, однако предварительно потребуется изучить схему для размещения НТО на выбранной территории и убедиться, что нужный вам участок на ней есть, а затем подать документы на участие в аукционе. Только по его итогам получится заключить договор о размещении. - С точки зрения федерального законодательства требований к визуальному оформлению таких объектов нет, но они могут существовать в отдельно взятом регионе. Кроме того, даже при их отсутствии важно позаботиться о том, чтобы киоск, фуд-трак, магазин выглядели эстетично и стильно — не выбивались из общей концепции выбранной локации, привлекали внимание потенциальных покупателей и к ним было удобно подойти.
Бизнес в маленьком городе — специфика запуска и развития проектов
Считаем расходы на запуск бизнеса: памятка для начинающих предпринимателей