Аббревиатура КСО всё чаще мелькает в прессе: корпоративная социальная ответственность из модного тренда превратилась в норму для бизнеса.
Если раньше основной фокус внимания большинства компаний был направлен на увеличение прибыли, то сегодня для них не менее важно приносить пользу обществу. Причем не только за счет производства продукции, но и благодаря отдельным инициативам. Среди них: забота об экологии (сокращение вредных для окружающей среды «выбросов», безопасное производство, правильная утилизация отходов) и социальные меры (поддержка общественных инициатив в области образования, волонтерской деятельности, культуры, здоровья, спорта).
Как современным компаниям развивать КСО, что это дает обществу и почему люди ценят такой подход, обсудим в нашей статье.
Почему КСО так важна
1. КСО повышает привлекательность компании для сотрудников. Всё больше людей выбирают для трудоустройства предприятия, ценности которых совпадают с их собственными. Для них становится важным работать в организациях, которые, помимо извлечения прибыли, оказывают вполне конкретную помощь обществу за счет активной социальной деятельности.
По данным некоторых зарубежных исследований, размер вознаграждения перестает быть решающим фактором при принятии решения о трудоустройстве. Соискатели также принимают во внимание миссию компании, ее корпоративную культуру и социальные ориентиры.
2. Она формирует позитивный имидж организации в глазах потенциальных клиентов. Поддержка социально значимых инициатив влияет на то, как бренд воспринимается потребителями, а схожие ценности становится одним из факторов принятия решения о покупке.
Например, если компания производит продукцию из переработанных материалов, для покупателей это может стать показателем, стимулирующим дальнейшее взаимодействие с ней. Некоторые российские бренды одежды по аналогии с зарубежными предлагают клиентам сдавать ненужные вещи на переработку и дарят бонусы за отданные старые предметы гардероба.
3. КСО дает возможность менять мир к лучшему. Компании, которые заботятся об экологии и минимизируют негативные последствия производства для окружающей среды, вносят вклад в будущее нашей планеты. Организации, поддерживающие проекты в области культуры, спорта, здоровья, способствуют развитию общества.
4. КСО повышает привлекательность бренда для потенциальных инвесторов. ESG-рейтинг позволяет оценить организацию с точки зрения социальных и экологических рисков. С его помощью инвесторы могут предположить, насколько компания устойчива на рынке в долгосрочной перспективе. Сегодня в России многие предприятия и компании активно работают в направлении КСО и реализуют социальные проекты регулярно.
Основные направления мероприятий КСО
1. Экология и забота об окружающей среде. Это могут быть как крупные инициативы компании, например, повторное использование продуктов переработки, так и акции по сбору использованных батареек для последующей правильной утилизации или общегородские субботники.
2. Культура и спорт. Организации могут инициировать спортивные мероприятия для сотрудников внутри производства или за его пределами в рамках более обширной социальной программы. Например, некоторые из них становятся инициаторами проведения марафонов, приуроченных к общегородским событиям. Другие компании поддерживают культурные проекты: выступают спонсорами фестивалей, выставок, конкурсов и других мероприятий.
Поддержка спортивных инициатив для сотрудников также может стать примером деятельности в рамках КСО. Скажем, работодатель предоставляет работникам возможность на ежедневной основе тренироваться в спортивном зале-партнере, раздает путевки в санатории, стабильно дарит подарки на праздники для детей сотрудников и т.д.
3. Образовательная деятельность. Некоторые организации уделяют большое внимание работе с университетами и совместной подготовке кадров, поддерживают отдельные образовательные инициативы для формирования профессионального сообщества и разрабатывают программы стажировок для студентов.
Как бизнесу развиваться в направлении КСО
Даже если у вашей компании не было опыта реализации социально значимых проектов, никогда не поздно начать двигаться в этом направлении. Прежде всего, можно изучить рынок и познакомиться с инициативами, которые уже реализуют аналогичны фирмы. Стоит уделить внимание предложениям, которые ранее исходили от ваших сотрудников. Чего не хватает на рынке и внутри организации с вашей точки зрения? Или чем вы можете быть полезны обществу и людям, с которыми работаете?
Проанализируйте ресурсы: что вы действительно можете предложить и как это реализовать? Необязательно начинать с чего-то глобального. Возможно, вашим первым шагом будут небольшие проекты. Например, если вы хотите содействовать образовательным инициативам, попробуйте приглашать студентов на стажировки.
Важный этап — поделиться видением работы в направлении КСО с сотрудниками и найти среди них желающих помочь в реализации. Ваши люди могут вести тренировки внутри компании, искать добровольцев для субботников по уборке мусора, курировать образовательные проекты для студентов. В зависимости от специфики работы предприятия вариантов может быть очень и очень много. И не забывайте: все изменения начинаются с одного маленького шага, который ваш бизнес может сделать уже сегодня.