Если предприниматель хочет, чтобы его бизнес-проект рос и развивался, ему необходима реклама. Найти потенциальных клиентов, предложить им свой продукт, объяснить, чем он будет полезен и почему его стоит купить — вот лишь маленький перечень задач, которые она призвана решить. Что делать, когда ваш бизнес еще совсем небольшой, а бюджет на рекламу ограничен или отсутствует? Разберёмся в материале.
Можно ли бизнесу обойтись без рекламы
Даже если вы делаете очень полезное дело или ваш проект начался с того, что когда-то вы производили нечто в небольших объемах, а затем о вас кто-то узнал, попробовал и начал рекомендовать другим, этого может быть недостаточно. Для развития бизнеса необходимо, чтобы о вас узнавало всё больше людей.
Проще говоря, реклама — один из важнейших инструментов, обойтись без которого не получится. В большинстве ниш сегодня появляются новые игроки, и чтобы привлекать в свой проект клиентов, требуется продвижение.
Современных способов, которые можно использовать для достижения данной цели, довольно много. И в случае, когда у компании сильно ограничен или вообще отсутствует рекламный бюджет, вполне реально найти инструменты, не требующие больших вложений. Чаще всего такой подход выбирают компании, которые только-только выходят на рынок. Что делать, если вы относитесь к их числу?
С чего начать
Прежде чем перейти к конкретным действиям по продвижению вашего бизнеса, постарайтесь разобраться в базовых вопросах.
- Кто ваш клиент и зачем ему ваш продукт?
- Где он будет искать подобный товар или услугу?
- И почему ему стоит выбрать именно вас?
Если вы легко ответите на каждый пункт, будет намного проще определиться с каналами продвижения и продумать общую стратегию.
Будет полезно сделать еще несколько вещей. Перечисляем их ниже.
- Почитать книги и блоги по маркетингу, в том числе посвященные продвижению без бюджета: в них бывают конкретные кейсы и рекомендации, которые могут натолкнуть вас на идеи.
- Изучить и перенять чужой опыт: общайтесь с успешными предпринимателями, принимайте участие в мероприятиях (бизнес-завтраках, конференциях, форумах). Так вы минимизируете риск ошибок и сможете задать вопросы тем, кто уже прошел похожий путь.
- Быть готовым тратить свое время. Ведь где есть бюджет на продвижение, больше возможностей делегировать, оплатить рекламные макеты, размещение и т.д. Там, где его нет, многое приходится делать своими руками.
Как продвигать проект без денег
Пошаговый список действий представлен ниже.
- Разместите информацию о своем проекте в различных интернет-каталогах и онлайн-картах: так вашим потенциальным клиентам будет проще найти вас по поисковому запросу. Если человек ищет товары для праздника или воздушные шары, в общем списке рекомендаций выпадет ваша компания. Когда ее карточка оформлена верно (например, есть «горячее» предложение, ссылка на сайт с ассортиментом и мессенджеры, список телефонов), то велика вероятность получить звонок и заказ.
- Создавайте информационные поводы: проводите необычные мероприятия или придумывайте интересные решения в рамках своего проекта. Например, цветочные салоны в преддверии праздников часто украшают входную группу или территорию рядом с ней креативным способом. Прохожие или клиенты фотографируют декор и публикуют на своих страничках в социальных сетях. Порой самые творческие решения попадают в новости местных изданий. Кстати, рассылайте сообщения о том, что вы делаете, по средствам массовой информации или рассказывайте в собственных социальных сетях. Приглашайте покупателей и знакомых, которые также могут поделиться новостью с другими людьми.
- Взаимодействуйте с другими брендами: коллаборации позволяют компаниям обменяться своими клиентами и повысить их лояльность. Самые интересные проекты также нередко попадают в категорию пользовательского контента в социальных сетях.
- Используйте контент-маркетинг. Это один из проверенных способов продвижения, особенно если ваш контент вовлекает аудиторию и люди пересылают публикации друг другу. В данном случае задача — делать интересные и полезные видео, тексты, фото на регулярной основе.
- Пишите экспертные статьи в профильных изданиях: например, если вы психолог и хотите привлечь клиентов в свой центр, можно стать автором в одном из онлайн-журналов, вести свою колонку или писать полезные тексты.
- Участвуйте в мероприятиях: выставки, конференции, форумы, презентации, бизнес-завтраки — это не только способ найти партнеров и получить новые знания, но и неплохой вариант заявить о своем проекте и привлечь потенциальных клиентов.
- Работайте с отзывами: просите покупателей оставлять обратную связь о взаимодействии с вами на самых разных площадках, где ваша целевая аудитория может искать информацию о товарах или услугах. Не забывайте отвечать, в том числе, если отзыв негативный: такой подход хорошо работает на репутацию и говорит о том, что компании не всё равно.
- Внедряйте партнерские программы, если в вашем бизнесе такой подход допустим: люди будут рекомендовать вас знакомым и друзьям с большим удовольствием в случае, когда за совет они получат бонус. То же сарафанное радио, только управляемое.
- Организуйте полезные мероприятия: приглашайте экспертов или привлекайте собственных сотрудников, чтобы организовать интересное событие. Во-первых, оно может стать инфоповодом. Во-вторых, заинтересовать потенциальных покупателей: мастер-класс, открытая лекция, экскурсия на производство — простор для творческих идей не ограничен.
- Стройте отношения с инфлюенсерами, которых читают ваши клиенты. Вам необязательно приглашать к сотрудничеству медийных лиц с огромной аудиторией: люди довольно часто больше доверяют микро-блогерам. Подумайте, что можете предложить и на что рассчитываете взамен: здорово, если ваше сотрудничество будет не разовым, а долгосрочным.
Конечно, некоторые вложения могут потребоваться и при использовании указанных каналов продвижения, но чаще всего вам будет достаточно тех ресурсов, которые у вас уже есть: ваш продукт, команда и время.