Считаем расходы на запуск бизнеса: памятка для начинающих предпринимателей
Большое количество компаний закрывается чуть ли не в первый год своей работы — обычно это связано с тем, что собственники при запуске не уделили должного внимания расчетам финансовых составляющих деятельности фирмы. Например, не учли, какое количество средств потребуется на регулярные статьи расходов, как долго компании придется работать, чтобы выйти в плюс, и где можно взять деньги в случае, если предполагаемый план развития не сработает. Эксперты в области финансов говорят о том, что прежде чем открывать бизнес, нужно вычислить примерные затраты на его развитие с учетом разных факторов. Подготовили для вас памятку по расчету расходов на запуск проекта.
Считать или не считать?
Некоторые предприниматели, особенно не имеющие опыта ведения бизнеса, полагают, что стартовать можно «на коленке», решая все возникающие проблемы по мере их поступления. С чем можно согласиться — так это с тем, что в начале развития бизнеса можно обойтись без существенных вложений, совершенствуя проект по мере его роста и успеха.
Но вот посчитать основные расходы крайне важно, причем по ряду причин:
- Это позволяет оценить перспективность и потенциал бизнес-идеи, поскольку иногда таким образом можно обнаружить, что регулярные расходы на «содержание» проекта превышают возможную прибыль или плюс-минус равны с ней. В таком случае стоит либо пересмотреть формат, либо вовсе отказаться от реализации плана.
- Будет проще понять, какое количество средств нужно иметь «в запасе» на покрытие постоянных трат прежде, чем компания начнет приносить реальные деньги. Например, если вы запускаете производство одежды, понадобится вложиться в разработку и пошив первой коллекции, фонд оплаты труда, аренду помещения, маркетинг и т. д. Спрос, способный покрыть издержки, скорее всего, будет формироваться постепенно, а значит, какое-то время вам потребуется вкладывать деньги из других источников. Предварительный расчет позволяет определить их необходимое количество и найти каналы финансирования — скажем, запросить кредитные средства, привлечь инвестиции, подать заявку на грант и т. д.
Расходы во многом будут зависеть от формата ведения бизнеса, например если вы открываете офлайн-магазин, траты наверняка окажутся выше, чем если вы планируете продавать товар через соцсети или маркетплейсы. Оказывая услуги, вам не придется вкладывать финансы в производство или закуп готовой продукции у поставщиков, следовательно, в первом случае регулярные расходы также могут быть ниже.
Считаем расходы на запуск: что необходимо учесть
- Траты на исследования целевой аудитории, конкурентов, емкости рынка — обязательная статья расходов перед запуском проекта. Без них стартовать проект — сомнительная идея, потому что невозможно будет составить маркетинговый план, рекламную стратегию, создать адекватную продуктовую линейку, выбрать правильную ценовую политику и т. д.
- Потребуется оплатить госпошлину за регистрацию ИП — в настоящий момент ее размер составляет 800 рублей, но если делать это в онлайн-формате — через «Госуслуги» или сайт ФНС — или прийти в МФЦ, то пошлину платить не нужно. Если вы планируете работать с партнерами, можно открыть ООО, размер пошлины в таком случае — 4000 рублей, оформление онлайн также бесплатно, но предусмотрен уставной капитал.
- Расходы на обслуживание расчетного счета, сумма зависит от банка, с которым вы будете сотрудничать. Это обязательная категория трат, так же как онлайн-касса, эквайринг и т. д. Открытие расчетного счета обычно бесплатное.
- Стартовые расходы — если у вас офлайн-компания, придется потратиться на ремонт помещения, дизайн-проект, приобретение оборудования в офис и для производства продукта. Если онлайн-проект — возможно, траты окажутся меньше, как минимум потому, что не потребуется искать локацию и делать ремонт. В обоих случаях важно предусмотреть расходы на создание онлайн-сайта, аккаунтов в социальных сетях, разработку контента для них и т. д.
- Регулярные расходы, которые будут вне зависимости от оборота компании. Если у вас офлайн-точка, то это аренда помещения, оплата услуг ЖКХ, фонд оплаты труда, страховые взносы и налоги, покупка расходников, например, канцелярских принадлежностей, траты на обслуживание сайта, продвижение услуг компании и рекламу, кредитные обязательства компании и т. д. В онлайн-сфере расходы могут оказаться ниже, например если у вас нет офиса и сотрудники работают удаленно, аренда помещения не понадобится, но траты все равно будут. Причем они лягут на ваши плечи даже в том случае, если не получится выйти на желаемый объем прибыли достаточно быстро, поэтому важно, чтобы у вас был запас средств с учетом возможных рисков.
- Траты, связанные с производством продукта или оборотом компании, — например, когда у вас растет число заказов, потребуется покупать больше «расходников» для создания товаров. Если менеджеры по продажам увеличивают количество сделок, выше процент, который им потребуется начислять за выполнение KPI, и т. д. С этой статьей расходов чуть проще, потому что во многом она зависит от оборота: есть спрос и продажи — будут траты, и наоборот.
Еще рекомендуется заложить порядка 10% от общего бюджета на непредвиденные издержки, что позволит вам обезопасить себя в большей степени.
Посчитать расходы можно самостоятельно или привлечь к выполнению задачи эксперта в области финансового планирования — отталкивайтесь от своих компетенций и возможностей.