Бизнес
28 марта, 2023

Разработка ИТ-системы: как организовать процесс и избежать основных ошибок

Расскажем, какие ошибки могут возникнуть при разработке новой ИТ-системы и интеграции новых решений в бизнес, а также дадим советы по их успешному внедрению.

ИТ-инфраструктура – ключевой компонент для многих видов бизнеса. От нее зависит эффективность бизнес-процессов, безопасность данных и качество клиентского сервиса. Диджитализация – это сложный процесс со множеством нюансов. Сегодня мы вместе с экспертами из студии веб-разработки «Аспирити» расскажем, что нужно знать о разработке и внедрении ИТ-систем и как организовать этот процесс.

Задайте себе главные вопросы

Прежде, чем бежать к разработчикам и заказывать сервис, которого точно нет у ваших конкурентов, задумайтесь – действительно ли вам нужен персональный продукт? Для каких целей вы его приобретаете? К какому результату хотите прийти? Возможно, у вашего бизнеса нет процессов, которые будет обеспечивать кастомная информационная система, и вам выгоднее приобрести продукт «из коробки». Например, вы можете ограничиться стандартной CRM, где будете собирать необходимую информацию о клиентах.

Если же ваше предприятие включает уникальные рабочие процессы, и вы нуждаетесь в сервисе, который соберет все задачи бизнеса в одном пространстве и обеспечит его стабильную работу – то в разработку ИТ-системы вложиться все же стоит. Но делать это нужно вдумчиво и поэтапно.

Эксперты компании «Аспирити»: Безусловно, стоит определиться с вопросом «а нужен ли сервис?», чтобы не делать цифровизацию и диджитализацию в угоду модным веяниям. По нашему опыту, разработка ИТ-системы – далеко не первая мысль которая приходит руководству компании. Сначала они предпочитают искать коробочное решение и, в большинстве случаев, находят его.

Если говорить о том, какие именно задачи должна закрывать система, то на нашей практике были проекты, которые начинались как сервис для поиска работы, а превращались, например, в соцсети. Или, допустим, распространенная ситуация – к нам пришел клиент с целью перевести всё общение во внутреннюю систему компании. Он просил мобильное приложение для сотрудников, в котором должны были быть чаты с клиентами и диспетчерами.  Однако в ходе беседы мы выяснили, что сейчас у них всё общение происходит в мессенджерах и никаких проблем с этим нет. А, значит, никакого бизнес-влияния этот модуль не принесет. В обоих случаях деньги на эти проекты можно потратить более рационально.

Также нужно понять, есть ли у компании запас прочности, чтобы пройти этот путь. Зачастую не важно, «коробка» у вас или кастомная разработка – это всё равно затратное занятие, включающее в себя дорогие побочные задачи: работа с бизнес-процессами, внедрение, обучение сотрудников и огромное вовлечение на стороне заказчика.

Не допускайте основных ошибок

Часто руководители бизнеса допускают ошибки, которые тормозят разработку, ведут к потере бюджетов и уводят конечный продукт все дальше от того, что планировалось на старте. Эксперты «Аспирити» перечислили главные из них:

Четко выстройте архитектуру бизнес-процессов

Очень сложно автоматизировать то, что и без технологий является хаосом. Поэтому прежде, чем заказывать разработку ИТ-системы, необходимо понять внутренние процессы и определиться, какой функционал вы ждете от сервиса. Для этого выявите актуальные потребности своей компании: обозначьте бизнес-логику, оцените объем информации, который будет отражаться в системе, выясните, какие компоненты должны в нее входить, какие программы необходимы сотрудникам, как будет происходить коммуникация между отделами, какие ресурсы вы готовы заложить в проект.

Отразите эту информацию в схематическом плане работы вашего предприятия – это может быть модель или текстовое описание, в котором будут зафиксированы автоматизируемые бизнес-процессы компании. Она поможет компании-разработчику понять, что творится внутри вашего бизнеса, и подготовить проект, который будет отвечать его индивидуальным потребностям.

Эксперты компании «Аспирити»: Прежде, чем автоматизировать свою работу, мы тоже рисовали схемы процессов. Благодаря им мы могли понять бизнес-процесс и оценить его слабые места. Очень часто такие схемы дают понять, где автоматизация принесет выгоду бизнесу, а где она не нужна.

Например, в одном из наших кейсов мы поняли, что основной затык был в процессе выставления счетов. Поэтому приняли решение о разработке системы, которая, в первую очередь, научится выставлять счета.

Не забывайте, что разработка ИТ-системы – работа двух компаний

Качественная ИТ-система – это обоюдная ответственность вашей компании и команды разработчиков. Перед вами стоит совместная задача – разработать удобный в повседневном применении сервис. И, хотя на команде разработчиков лежит большая ответственность, никто лучше вас не понимает логику ваших бизнес-процессов и тот результат, который вы хотите получить: поэтому важно объединить усилия в работе над будущим продуктом и максимально вовлекаться в процесс.

Лучше, если разработка сервиса будет проводиться итеративно – по частям. Так вы сможете отследить, как протекает работа, внести свои правки в подходящий момент и наладить диалог с разработчиком.

Важно поддерживать связь с командой разработки на протяжении всего процесса.  Например, в компании «Аспирити» придерживаются открытого подхода к разработке. Клиент может связаться с любым членом команды, проверить текущие статусы по разным задачам – для него открыты доступы ко всей необходимой информации по проекту. Это помогает поддерживать оперативную коммуникацию, вовремя находить недоработки и вносить правки. Заказчик погружен в процесс, а значит на выходе получится тот продукт, который он ожидает увидеть. Всё это положительно влияет и на скорость разработки и на итоговый бюджет проекта.

Как внедрить ИТ-систему в бизнес

Процесс внедрения нового сервиса стоит на том же уровне сложности, что и его разработка. Его можно провести максимально безболезненно для работников компании и ее бизнес-процессов, если соблюдать некоторые рекомендации. Однако помните, – чтобы интегрировать в работающий механизм что-то новое, потребуется много усилий и времени.

Однако нужно понимать, что разные ИТ-системы внедряются по-разному. Представленный рецепт работает, но не является универсальным для каждого случая. Поэтому разработку и внедрение ИТ-системы для вашего бизнеса лучше доверить профессионалам.

Компания «Аспирити» –  это студия разработки из Сибири, которая специализируется на создании внутренних IT-сервисов для бизнеса. Философия компании в работе с клиентами – это открытость и доверие. Клиент может в любой момент пообщаться с каждым членом команды, изучить репозитории, спринты и рабочие чаты. «Аспирити» выбирает персональный подход к клиенту, поэтому предлагает только те решения, которые будут работать на благо бизнеса. Доверяя разработку «Аспирити», вы можете быть уверены, что получите эффективный продукт.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: