Бизнес,Запуск
18 июня, 2024

Проводим PEST-анализ перед запуском проекта

Разбираемся, как именно он помогает прогнозировать спрос, предугадывать риски и обеспечивать стабильный рост компании.

На успех в развитии бизнеса влияет не только продуманная стратегия, но и разные внешние факторы — экономическая ситуация, общественно значимые события, технологические изменения. Можно подумать, что собственник проекта едва ли может их учесть, однако это не так: чтобы понимать, как дальше будет развиваться компания, необходимо провести PEST-анализ. Подготовили для вас инструкцию по использованию метода.

Что такое PEST-анализ и когда он необходим

Название — аббревиатура от англоязычных слов политический, экономический, социальный, технологический — именно эти аспекты становятся предметом анализа с помощью данного инструмента. Он дает возможность планировать работу над проектом в долгосрочной перспективе, что очень важно на этапе его запуска или перед созданием нового продукта.

Предположим, вы хотите открыть свой бизнес — скажем, заниматься производством какого-то товара или оказывать профессиональные услуги. Чтобы проект стал успешным, нужно учитывать общую ситуацию на рынке, перспективы последующего развития компании, наличие возможных угроз для роста и оптимальных способов с ними справиться.
В противном случае существует вероятность возникновения ситуаций, создающих неблагоприятные условия для развития проекта, и чтобы их разрешить, придется быстро принимать сложные решения.

PEST-анализ дает возможность:

Чаще всего PEST-анализ используют прежде, чем принять решение о создании бизнеса или вложить средства в разработку нового продукта в рамках текущей деятельности компании. Еще он будет полезен для создания маркетинговой стратегии или выхода на рынок в других локациях.

Например, вы владелец небольшой точки по продаже кофе навынос в одном из районов города, дела идут успешно и появляются мысли о запуске полноценной кофейни в новом микрорайоне. Можно вложить средства и опытным путем проверить, насколько проект станет успешным. А можно провести анализ, который позволит узнать, что в предполагаемой локации есть ограничения — например скоро там откроется другой ресторан, согласно проекту на здании нельзя размещать вывески, количество жителей не позволит компании выйти на желаемый оборот и т. д. И принять взвешенное решение — стоит ли заходить в новый микрорайон с таким проектом или же стоит задуматься об альтернативе.

Как выполнить PEST-анализ: основные этапы

Для начала необходимо разобраться, какие события, ситуации и возможные проблемы теоретически способны оказать какое-либо воздействие на ваш проект в каждой категории — допустим, новые законопроекты, покупательская способность вашей целевой аудитории, рост цен, появление нового оборудования, которое станут использовать конкуренты, и т. д.

Выбирать факторы необходимо на основе данных из средств массовой информации, результатов различных исследований, отчетов, аналитических записок, экспертных данных, опросов потенциальных и реальных клиентов, изучения общественного мнения, изменений в законодательстве и т. д.

После сбора сведений потребуется провести оценку факторов: какова степень влияния каждого из них в выбранной категории на развитие бизнеса — обычно для этого используют шкалу от 1 до 3 баллов, где 1 говорит о том, что изменения почти никак не будут воздействовать на проект, а 3 — отразятся, даже если корректировки по данному показателю будут не очень существенными.

Далее необходимо оценить вероятность того, реальны ли изменения каждого из приведенных факторов в ближайшие несколько лет — оценка проводится в интервале от от 1 до 5, где в первом случае она низкая, во втором — очень высокая.

Чтобы анализ был действительно полезным, постарайтесь привлечь к участию компетентных в каждом направлении профессионалов — их опыт и знания позволят сделать наиболее реалистичные прогнозы. Чтобы было удобно производить вычисления, полученные данные нужно внести в отдельную таблицу — например в Excel.

После того как они будут выставлены, понадобится посчитать средний балл всех факторов, которые могут оказать влияние на бизнес, — для этого нужно определить среднюю оценку по каждому из них в отдельной категории, суммировать и разделить на общее количество параметров.

Итоговый шаг — расчет важности влияния фактора для каждого из показателей, она вычисляется следующим путем: средняя оценка влияния факторов делится на сумму влияний и умножается на среднюю оценку вероятности изменения фактора.

Итак, расчеты произведены, и становится видно, какие показатели для вашего проекта являются самыми существенными — именно на них и стоит сфокусировать внимание. Допустим, планируя развивать производство украшений, после проведенного анализа вы понимаете, что в будущем к факторам наибольшего риска будут относиться возможные трудности со стоимостью расходных материалов для их изготовления, а значит, сможете продумать способы их предотвращения уже на этапе планирования.

Как измерить уровень репутации вашей компании

ER: инструмент, который поможет вычислить показатель вовлеченности вашей аудитории

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: