Порой предприниматели оказываются в положении, когда необходимо продать бизнес. Быть может, идея не оправдала ожиданий предпринимателя или же понадобились деньги для развития другого направления, а порой проекты изначально создаются для того, чтобы их в будущем продать и заработать. Чтобы выйти в плюс, не упустить детали, учесть возможные нюансы, к сделке необходимо подходить очень обстоятельно: мы подготовили для вас чек-лист, в котором дали несколько советов о том, как подойти к сделке наиболее предметно и не упустить свои деньги.
Почему важно подготовиться к продаже бизнеса
Несмотря на кажущуюся простоту, это достаточно сложный вид сделки, в ходе которой можно допустить целый ряд ошибок. Например, иногда владелец может неверно определить стоимость бизнеса и поставить завышенный ценник, хотя покупатель в любом случае будет ориентироваться при покупке на то, сколько сможет заработать. Или это происходит потому, что вследствие некорректного ведения документооборота собственник действительно не способен адекватно оценить стоимость проекта.
Более того, даже в процессе оформления сделки можно допустить ошибки, из-за которых владелец рискует потерять деньги.
Среди рисков, которые существуют для собственников проекта, следующие:
- Утечка данных — например, вы обсуждаете с потенциальным покупателем продажу и в ходе беседы он просит дать возможность ознакомиться с документами, которые открывают ваши внутренние бизнес-процессы. Существует вероятность, что задача второй стороны — вовсе не сделка, а поиск конфиденциальных сведений, которые он может использовать в своем деле.
- Ошибки в оформлении договора, например не перечислено все, что входит в состав предмета договора, как итог — сделку могут признать недействительной, а собственник окажется и без бизнеса, и без денег.
- Неправильный порядок передачи активов при оплате бизнеса частями, в ходе которого у покупателя в руках в первую очередь оказывается то, что представляет наибольшую ценность в проекте — база постоянных клиентов, источники трафика и т. д.
Как правильно осуществить продажу бизнеса
Шаг первый — определить, что именно входит в состав активов, которые подлежат продаже: например материальные в виде помещений или производственных мощностей, финансовые в формате ценных бумаг и задолженностей, объекты интеллектуальной собственности (товарный знак, сайт), клиентская база, штат сотрудников.
Шаг второй — подготовить все необходимые документы, в первую очередь отчетность. В тех случаях, когда вы ее ведете на регулярной основе, трудностей не будет, потребуются документы, касающиеся финансовых результатов фирмы, бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств.
Шаг третий — провести достоверную оценку бизнеса. Соблазн завысить стоимость так же чревата негативными последствиями, как и недооценка проекта — во втором случае предприниматель лишает себя возможной прибыли, в первом — рискует слишком долго искать покупателя, который всегда думает о том, сколько денег принесет ему такое приобретение и как скоро окупится.
Самый простой метод оценки бизнеса — сравнительный, когда находятся объявления о продаже аналогичных компаний, а затем рассчитывается примерная стоимость по рынку. Другой вариант — оттолкнуться от затрат, то есть посчитать, какое количество денег останется у владельца, если он продаст все активы фирмы и выплатит имеющиеся задолженности, такой способ хорошо работает в тех видах бизнеса, где присутствует большое количество материальных активов — помещения, оборудование, техника и т. д. В остальных случаях стоимость будет довольно низкой. Также существует способ оценки, когда владелец определяет, каким будет предполагаемый доход бизнеса. Но чтобы не ошибиться с расчетом, можно обратиться к профессионалу, который поможет провести объективную оценку проекта.
Шаг четвертый — приступить к поиску покупателей: можно разместить объявление о продаже на досках объявлений вроде «Юлы», «Авито», настроить таргетированную или контекстную рекламу для привлечения тех, кто прямо сейчас занимается поиском подходящего проекта.
Будущих собственников вашего бизнеса можно поискать и среди конкурентов — такое предложение они могут рассмотреть как возможность увеличить влияние на рынке, а благодаря имеющемуся опыту работы в аналогичной сфере выше вероятность, что новый владелец сможет грамотно управлять проектом.
Шаг пятый — оформление сделки. Если вы продаете ее как ООО, нужны будут учредительные и корпоративные документы, бухгалтерская и налоговая отчетность, документы о правах на активы — патенты, товарный знак и т. д.
Если вы индивидуальный предприниматель, то продаете не бизнес, а отдельные его составляющие — активы, объекты интеллектуальной собственности и нематериальные ценности, соглашения о сотрудничестве с контрагентами, поэтому в процессе оформления сделки необходимо подготовить соответствующие договоры.
Для чего нужна рыночная разведка в малом бизнесе
Инструменты, которые позволят принять наилучшие решения для вашего бизнеса