Регистрация товарного знака — процедура, которая позволяет предпринимателю выделить продукт среди прочих и стать единственным правообладателем названия своего бренда. Она нужна не всем, но если вы решились, прежде чем идти в Роспатент, важно проверить самостоятельно, что другая компания не является владельцем аналогичного логотипа, в противном случае вы рискуете столкнуться с отказом. Далее поговорим о том, как убедиться, что товарный знак «свободен».
Что дает процедура регистрации товарного знака
Представим, что вы являетесь владельцем компании по производству молочной продукции «Вкусное молоко», которую полюбили жители города. Чистое производство, трудолюбивый персонал, довольные коровы и красивая упаковка — в общем, все составляющие для будущего развития бизнеса имеются. Приходя в супермаркет, покупатели уверенно идут к полкам и выбирают творог, кефир, сметану от хорошо знакомого бренда. Допустим, какая-то фирма-конкурент поймет, что ваша «молочка» очень востребована, и захочет выпускать товары с таким же названием. Если знак «Вкусное молоко» будет закреплен за вами, данной возможности у нее не будет, и в случае нарушения ваших прав без проблем можно надавать по рогам защитить свои права в суде.
Преимущества, которые дает процедура регистрации:
- Способ обособиться от конкурентов и лишить их возможности выпускать продукцию с таким же названием, а значит, обезопасить себя от разного рода репутационных рисков и ненужной, ввиду копирования вашего товарного знака, конкуренции. Заметив, что другая компания использует ваш товарный знак, вы будете вправе потребовать от нее изъять из продажи продукты, выпущенные с его применением, а также запросить материальную компенсацию.
- Возможность активно заниматься своим продвижением, чтобы потенциальные клиенты узнали о компании и запомнили бренд. Кроме того, в некоторых случаях для размещения на рекламных площадках нужно подтвердить свое право на продажу товаров, предоставив соответствующие документы.
- Перспективы для масштабирования, например с помощью продажи франшиз или размещения новых торговых точек вашей компании в других городах.
Однако, прежде чем приступать к процедуре, нужно убедиться, что таким же товарным знаком больше никто не пользуется. В противном случае после проверки придет отказ, а компании придется заново заниматься разработкой названия и логотипа.
Ключевыми параметрами, из-за которых регистрация может не увенчаться успехом, являются нарушения требований законодательства, а также использование знака другой компанией.
Как самостоятельно проверить товарный знак
Прежде всего нужно обращать внимание на следующие критерии:
- Не относится ли ваш товарный знак или его фрагмент к категории общеупотребительных, то есть когда по нему покупатель не сможет отличить продукт от аналогов, а также не содержит ли он символов, терминов, аббревиатур или сокращений.
- Не похожи ли логотип или название, которые вы хотите зарегистрировать, на уже известные и популярные наименования других компаний — в таком случае наверняка придет отказ.
- Нет ли в товарном знаке элементов, которые являются объектами авторского права, — например фрагментов названий книг, фильмов, художественных произведений, цитат, изображений известных киногероев и т. д.
- Не содержатся ли в названии обозначения основных характеристик или свойств продукта, а также даты его производства.
- Не противоречит ли товарный знак существующим законодательным нормам и общественным моральным принципам.
Перед самостоятельной проверкой потребуется определить, к какому классу относится производимая вашей компанией продукция согласно Международной классификации товаров и услуг. Данные нужно будет указать в ходе проверки, а также они будут учитываться в процессе экспертизы.
Что делать дальше:
- Зайти в поисковики и убедиться в том, что название не используется какими-то другими компаниями, — самый простой способ начать предварительную проверку. Возможно, аналогичных товарных знаков нет, однако так может называться какая-то организация, которая также отправила заявку на регистрацию, и в данный момент она находится на проверке. Такие риски стоит исключить сразу.
- Первая база, в которой нужно будет посмотреть, закреплен ли товарный знак за каким-то другим брендом, — платформа Роспатента. Воспользоваться ей можно бесплатно, и она позволяет узнать, нет ли уже зарегистрированного аналогичного названия у других компаний, в том числе похожего логотипа.
- Обратиться в фирму или к специалисту, которые оказывают услугу предварительной проверки на платной основе. Они также помогут исключить риск того, что ваш товарный знак занят другим брендом. Кроме того, таким образом можно узнать, нет ли заявки на регистрацию аналогичного объекта иной компанией. Эти данные хранятся в закрытой базе, доступ к которой есть у Федерального института промышленной собственности — туда также можно обратиться за данной услугой.
Предварительная проверка позволяет сэкономить время, так как процедура регистрации длительная и если не убедиться в том, что она пройдет успешно, можно просто ждать зря, а затем начинать все сначала.
Как разработать и внедрить систему контроля качества в компании