Каждый бизнес регулярно становится объектом камеральной проверки ФНС. Порой, если с налоговыми декларациями все в порядке, собственник об этом даже не знает, но в некоторых случаях проверяющий орган может запросить дополнительные документы и начать изучать их в более углубленном формате. Обычно так происходит, если в бумагах были найдены несостыковки или нарушения, кроме того, в результате компания может лишиться имеющихся льгот и даже получить штрафы. Сегодня поговорим о том, как подготовиться к прохождению проверки и избежать возможных негативных последствий.
Какими бывают камеральные проверки
Все организации на регулярной основе подают в ФНС целый ряд налоговых деклараций — в них входят документы по налогу на прибыль, на УСН, страховые взносы, НДС. Как только предприниматель отправил отчетность в налоговой орган, он начинает осуществлять ее обязательную проверку, во время которой выясняется, не были ли допущены какие-то ошибки в документах и размерах страховых взносов и отчислений, правильно ли посчитали количество платежей, вовремя ли подготовили документы, может ли компания и далее использовать текущую налоговую ставку, а также получать имеющиеся льготы и бонусы. Это считается первым этапом и проходит в автоматическом режиме, на нем же налоговой орган может сравнить данные из такой же отчетности, которую бизнес предоставлял в предыдущий раз.
Обычно срок, в течение которого он проводится, — 3 месяца с того момента, как предприниматель предоставил декларацию.
Если инспектор ФНС в ходе такой проверки убедился, что со стороны бизнеса нет никаких нарушений, она считается успешно пройденной. В тех случаях, когда было обнаружено, что есть какие-то неточности или ошибки, у предпринимателя могут запросить дополнительные документы и начать углубленную проверку. Также более тщательный анализ предоставленной отчетности может быть запущен в той ситуации, когда собственник организации претендует на какие-то налоговые вычеты или льготы. Это считается вторым этапом «камералки», и на нем может быть сделано следующее:
- Представители налоговой службы приглашают свидетелей для дополнительного сбора сведений.
- Сотрудники ФНС запрашивают документы у самого налогоплательщика, контрагентов, могут выехать непосредственно на территорию компании для сбора данных, а также провести экспертизу. Среди основных бумаг, которые нужно держать в голове в таких случаях, — книга учета доходов и расходов, акты и договоры, счета-фактуры. Все они должны быть подготовлены заблаговременно.
Если проверка ограничивается только одним этапом и завершается успешно, собственник может быть даже не в курсе, что его документы изучал представитель налоговой. А вот когда были выявлены недочеты, предпринимателю придется пообщаться с налоговиками более тесно.
Как подготовиться к камеральной проверке и пройти ее успешно
Шаг первый — следите за тем, чтобы вся документация, связанная с вашей деятельностью, была своевременно собрана и подготовлена. Продажи, покупки, взаимодействия с контрагентами должны сопровождаться соответствующими бумагами, которые оформляются и хранятся надлежащим образом. Их необходимо готовить и подписывать в момент совершения сделки.
Шаг второй — используйте в компании электронный документооборот, выбирая в качестве контрагентов организации, которые также его придерживаются. Это обеспечивает простой и быстрый процесс подготовки, подписания и хранения документов на всех этапах коммуникации с другими фирмами. Кроме того, он дает возможность организовать правильную сортировку файлов, а также позволяет быть уверенными в том, что они никуда не пропадут.
Шаг третий — постарайтесь использовать для подготовки отчетности электронные сервисы, потому что помимо комфорта они дают возможность выявить расхождения в декларации до того, как вы отправили ее в ФНС.
Шаг четвертый — работая с документами и отправляя их на проверку, убедитесь в том, что все подписи поставлены теми лицами, у которых есть полномочия это делать. В случае, когда это необходимо, их право должно быть подтверждено соответствующей доверенностью.
Шаг пятый — соблюдайте сроки представления деклараций, потому что несвоевременная подача документов может стать поводом для проверяющей инстанции проявить к вам повышенное внимание и запросить дополнительные бумаги.
Если по результатам проверки инспектор выявил некоторые нарушения, компания получит акт, где они будут зафиксированы. В ситуации, когда у собственника не получится оперативно их устранить или предоставить документы, способные объяснить сложившуюся ситуацию, ФНС может сделать доначисления, а также обязать бизнес выплатить штраф, иначе говоря — привлечь к налоговой ответственности.
В тех случаях, когда собственник не согласен с решением проверяющих органов, оспорить результаты их работы также можно — например подав возражение, апелляцию или даже обратившись в суд, и существует вероятность, что решение ФНС будет отменено — частично или целиком.
Правила, которые помогут составить договор ГПХ юридически грамотно