Прежде чем товар доберется до потребителя, он проходит долгий путь от поставщика сырья до производителя и наконец к розничному продавцу. От того, как складывается данная траектория, зависит конечная стоимость продукта, скорость его доставки и другие аспекты, напрямую влияющие на конечную прибыль бизнеса. Если логистика организована неправильно, бизнес теряет деньги и иногда клиентов — сегодня обсудим, как настроить эффективное управление этим процессом и для чего оно нужно.
Что такое SCM и почему ими важно управлять
Аббревиатура от английского Supply Chain Management означает, что в бизнесе налажена система, которая позволяет спланировать и реализовать процесс перемещения товаров на всех этапах от поиска сырья для производства и поставки готовой продукции «на полки» магазинов, откуда они потом поступают к потребителю.
К SCM относится поиск, покупка расходных материалов, отслеживание запасов на складе и у поставщика, контроль за производственными процессами, доставка готовой продукции, ее хранение и распределение между точками в нужном объеме, а также взаимодействие с теми, кто осуществляет данные виды деятельности.
Как правило в цепочку входят:
- Поставщики — они обычно берут на себя обязательства по доставке сырья для производства продукции.
- Производители — фирмы, которые непосредственно занимаются созданием товаров из поставляемых «расходников».
- Посредники логистических услуг, отвечающие за транспортировку и хранение сырья и продукции.
- Дистрибьюторы — розничные продавцы, занимающиеся реализацией товаров.
- Покупатели — собственно, клиенты компании.
От того, как организован процесс взаимодействия между всеми звеньями цепи, зависит очень многое, и если SCM осуществляется неэффективно — это чревато:
- Упущенной прибылью — часть товаров может так и не дойти до потребителей из-за проблем с поставкой, отгрузкой, распределением между розничными продавцами.
- Потерей какой-то продукции в результате возникших сложностей с хранением или транспортировкой товара.
- Расходами, связанными с «заморозкой» продукции на складе из-за неправильно спланированной логистики — допустим, сезонный товар пришел поздно, его не удалось реализовать. Склады полные — продаж нет. Сюда же добавляются траты на хранение остатков.
- Недовольными потребителями, которые в результате проблем с доставкой не получают нужный товар, отказываются от него, по итогу бизнес теряет деньги.
Кроме того, некорректно организованная SCM напрямую влияет на стоимость продукта, а значит, на спрос и конкурентоспособность компании на рынке.
Основные принципы управления цепочками поставок
Ключевая задача, которую нужно решить при организации SCM в бизнесе, — синхронизация системы взаимодействия между всеми звеньями в процессе производства и поставки продуктов.
Эксперты называют три ключевых уровня управления цепочками поставок — стратегический, тактический и операционный.
Стратегический уровень включает в себя:
- Планирование системы логистики в проекте, его ключевых компонентов и роли участников. Все элементы должны соответствовать бизнес-сценарию и помогать достигать основных коммерческих показателей. Например, открывая компанию по экспресс-доставке продуктов питания, собственнику необходимо выбирать контрагентов, которые вовлечены в общее дело и знают об особенностях доставки и хранения пищевых изделий, иначе понимания будет не достичь.
- Поиск ресурсов, расчет и формирование схемы, при которой будут минимальные расходы и риски.
Тактический уровень включает в себя:
- Работу по созданию цепочки поставок в соответствии с выбранной стратегией — определяются основные звенья, рассчитывается бюджет, прописывается пошаговый план.
- Внедрение единой системы управления — например выбор эффективного программного обеспечения, позволяющего всем участникам цепочки следить за процессом поставок. На современном рынке существует достаточное количество актуальных IT-продуктов для решения данной задачи.
- Расчет рисков и поиск способов свести их к минимуму, подбор альтернативных способов решения возникающих трудностей. Допустим, что компания может сделать в том случае, если на каком-то из этапов поставок произойдет сбой — кто-то из участников цепочки не сможет своевременно выполнить свои обязательства?
Операционный уровень включает в себя:
- Создание общей схемы доставки в соответствии с намеченным планом продаж.
- Хранение и упаковку готовой продукции, а также ее последующую транспортировку до конечного потребителя.
- Подготовку документов, в которых будет отмечена траектория движения товаров, а также контроль за безопасностью перемещения продукции.
Чтобы сделать процесс управления цепочкой поставок наиболее эффективным, полезно тщательно выбирать партнеров.
Эксперты рекомендуют собственникам бизнеса ответить на вопросы:
- Располагают ли потенциальные контрагенты ресурсами, позволяющими вашей компании достигать поставленных целей?
- Насколько их расположение, техническое оснащение, опыт работы и готовность к сотрудничеству релевантны запросам, которые ставит перед ними ваша компания?
- Какова репутация организаций, которые вы рассматриваете в качестве партнеров, — есть ли отзывы других клиентов?
Несмотря на кажущуюся простоту, управление цепочкой поставок напрямую влияет на то, каким будет конечный результат работы бизнеса, поэтому оптимизация в построении системы SCM — один из аспектов работы компании, которому необходимо уделять большое внимание.
Проверенные партнеры: как обезопасить себя при работе с контрагентами
От беспорядка — к структуре: как организовать управление бизнесом, чтобы оно было эффективным