Бизнес
20 февраля, 2024

Подход к проекту: вносить правки или отказать наглому заказчику?

Разбираемся, когда стоит вносить правки на платной и бесплатной основе.

Существует расхожая фраза: «Клиент всегда прав». Однако слепая уверенность в данном принципе для бизнеса может оборачиваться бесконечными корректировками, доработками, потраченными нервами и даже убытками. Сегодня поговорим о том, какое количество правок будет считаться приемлемым, когда вы должны сказать «стоп» и как обезопасить себя от бесконечных претензий со стороны заказчика.

Нет технического задания — нет результата

Взаимодействие «заказчик — исполнитель» встречается во всех сферах бизнеса: в области графического и веб-дизайна, разработки интерьеров, копирайтинга, маркетинга, бьюти-услуг и так далее. Но если где-то пожелания клиента «вернуть как было» можно учесть и удовлетворить в короткие сроки (например, снять покрытие из гель-лака в процессе маникюра), в определенных нишах с этим сложнее. Скажем, если вы разрабатываете мобильные приложения.

Вполне закономерно, что на этапе согласования выполненного проекта заказчик может корректировать результат, как правило, незначительно, что не влечет за собой комплексные изменения в готовой работе. Но иногда он просит внести одну правку, другую, третью, в итоге перекраивая оригинальную идею первоначально согласованного концепта. И исполнитель оказывается перед выбором: идти навстречу или отказаться от доработок.

Как показывает опыт многих экспертов, трудности в утверждении результата и бесконечные корректировки возникают в тех случаях, когда изначально не было составлено четкое техническое задание, официальный договор. И не возникло понимание, каких условий сотрудничества и результатов ожидают обе стороны.

Особенно часто в таких ситуациях оказываются начинающие предприниматели, когда желание получить заказ преобладает над логикой, а страх упустить клиента затмевает всё. В результате исполнитель соглашается взяться за работу над размытой задачей на не совсем понятных условиях.

Например, в случаях, когда:

Сколько правок допустимо и когда остановиться

В любом случае недовольный клиент = не только потраченное время и возможные убытки, но и потенциальный ущерб репутации.

Чтобы обезопасить себя изначально, можно придерживаться следующих правил.

  1. Не пренебрегать тщательной подготовкой договора. Не стоит брать в работу типовые соглашения. Лучше учитывать специфику вашей ниши. Например, в проектах в сфере копирайтинга правки будут одного формата, в задачах, касающихся разработки мобильных приложений, — другого. Поэтому в договоре важно прописать этап согласования и приема готовой работы, ориентируясь на вашу область деятельности. Здесь нужно указать, кто конкретно будет утверждать готовый проект на всех этапах, включая заключительный. Иногда бывает, что с исполнителем работает менеджер, а итоговое решение принимает директор компании. И выясняется, что он видел результат иначе. Если в договоре указать все нюансы, вы сможете обезопасить себя от сюрпризов.
  2. Составлять техническое задание, в котором четко прописаны критерии, характеристики, параметры будущего проекта. На него вы будете ориентироваться в процессе работы, а также на этапе согласования результата. Здорово, если заказчик покажет референсы, которые ему нравятся. А также предоставит при наличии брендбук, TOV бренда.
  3. Согласовывать проект на каждом этапе, а не ждать его полного завершения. Так вы сможете увидеть замечания клиента с самого начала и корректировать их по ходу работы.

В каждой сфере есть свои тонкости оказания услуг, внесения предоплаты и работы над заказом. Все они влияют на процесс согласования и количество правок. Поэтому здорово, если документацию вы разработаете в тандеме с профессиональным юристом, чтобы минимизировать возможные риски.

Конфликт с клиентом: 5 правил урегулирования

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: