Анна Жуковская
Анна Жуковская
24 июня 2024

Подарочные сертификаты: быстрые деньги или риск для бизнеса?

Все больше компаний предлагают своим клиентам приобрести подарочный сертификат на услуги или определенную сумму для дальнейших сделок — такой вариант многие покупатели охотно рассматривают в качестве универсального подарка на все случаи жизни. А вот получатель уже может потратить его, как ему заблагорассудится, — или нет? У некоторых фирм порой существуют «особые» условия использования сертификатов — поговорим о том, какие из них правомерны, какие нет, а также как бизнесу реализовывать такой продукт законно.

Зачем компании продавать подарочные сертификаты

Представьте, что вы говорите клиенту: «Приносите мне деньги сегодня, а услугу я окажу вам через неделю или месяц», что он ответит? Скорее всего, откажется, но по сути подарочный сертификат — как раз-таки способ взаимодействия с потребителем, при котором деньги вы получаете здесь и сейчас, а продукт предоставляете позже.

Преимущества продажи такой услуги для бизнеса очевидны:

  • Увеличивает прибыль, особенно в сезон праздников, так как многим потребителям намного удобнее выбрать сертификат в качестве презента для друзей, членов семьи, коллег, партнеров, чем ломать голову в поисках подходящего подарка. Не знаешь, что вручить, — предоставь адресату право выбора.
  • Приводит новых лояльных клиентов, ведь сертификат подразумевает, что даритель уже выбрал и предложил получателю воспользоваться услугой или приобрести товар, с которым ранее был знаком сам. Например, отправил его в любимый массажный салон или презентовал подарочную карту в магазин косметики и парфюмерии.
  • Позволяет компании получить деньги сразу, а продукт предоставить позже и быть уверенным в том, что у вас на счете есть предоплата как залог почти наверняка реализованной продукции. По сути, такая сделка является внесением аванса в счет будущей покупки.

Большинство компаний используют сертификаты двух видов: на определенный бюджет (например 500, 1000, 3000, 5000 рублей или по запросу клиента) и на какую-то конкретную услугу или товар (сеанс массажа, прыжок с парашютом, мастер-класс и т. д.).
И тот, и другой вариант потребители выбирают достаточно охотно, потому что могут найти решение, отталкиваясь от своих финансовых возможностей и интересов получателя.

Некоторые фирмы, в свою очередь, продумывают определенные условия для использования сертификатов, например ограничивают срок их действия или указывают, что покупатель должен истратить номинал карты целиком, в противном случае разница не будет возвращена.

Многие потребители не вникают в условия, которые выдвигает продавец, поэтому соглашаются на такие требования, но в некоторых случаях они не совсем правомерны. Разберем на примерах, в каких случаях бизнес должен вернуть обладателю сертификата деньги и в каком объеме.

Когда, сколько и почему

Представим ситуацию: у вас магазин украшений и к вам пришел клиент, который приобрел подарочную карту в качестве подарка на день рождения для своей жены номиналом в 10000 рублей, чтобы та могла купить какие-то изделия на свой вкус. Она пришла его потратить, выбрала подвеску и цепочку, и в общей сложности стоимость комплекта составила 8500 рублей. Вы говорите, что если женщина хочет израсходовать оставшиеся 1500 рублей, то может сейчас приобрести что-то еще. Однако среди ассортимента магазина она не нашла ничего по указанному бюджету, а добавлять сверх него не захотела — нужно ли возвращать ей разницу в цене?

Может показаться, что нет, ведь данное условие прописано в сертификате. На самом деле, согласно закону «О защите прав потребителей», покупательница имеет право получить остаток внесенной ее мужем предоплаты за подарочную карту.

Вторая ситуация: у вас салон красоты и ваша постоянная клиентка решила порадовать подругу и подарить ей сертификат на маникюр к своему мастеру. Она совершила покупку и презентовала подарок, но выяснилось, что его получательница вполне довольна той студией, в которую ходит сама, и экспериментировать не готова. Но презент приняла и захотела вернуть внесенные за него деньги. Нужно ли вам делать возврат средств в таком случае?

Да, нужно, согласно тому же закону «О защите прав потребителей» и ГК РФ, и покупатель, и обладатель сертификата имеют право просто так вернуть его и получить свои финансы обратно.

Представим еще одну ситуацию: вы владелец студии танцев, к вам приходит девушка, она хочет сделать сюрприз своему партнеру и покупает подарочный сертификат на парное занятие танцами, срок действия которого — один год. Плюс на нем указано, что по истечении данного периода его уже нельзя будет использовать.
Проходит полтора года, и девушка возвращается в студию, заявив, что с партнером они давно расстались, сертификат у нее на руках, и он уже совершенно не актуален, а потому ей хотелось бы вернуть сумму, которую она за него заплатила. Необходимо вам возвращать деньги или нет?

Да, ведь несмотря на то, что был указан срок действия, по закону «О защите прав потребителей» последние имеют право в течение трех лет с момента приобретения сертификата получить обратно внесенную за него предоплату.

Если в каких-то случаях, описанных выше, продавец откажется возвращать средства или их часть, покупатель или владелец подарочной карты может обратиться в суд с претензией и закон будет на его стороне, такие кейсы в судебной практике были.

Поэтому, реализуя сертификаты, не забывайте о том, что, приобретая их, клиент вносит аванс, а значит, в любой момент до оказания услуги или продажи товара может отказаться.

Подход к проекту: вносить правки или отказать наглому заказчику?

В каких случаях можно не возвращать предоплату клиенту