Бизнес
27 сентября, 2023

Почему все так плохо с отечественным автопромом

Технологии древних русов, иконки в бардачке, надежда и вера в то, что сегодня машина заведется. Сегодня говорим об отечественном автопроме.

Мы всегда придерживаемся линии патриотизма в отношении своего государства, но быть патриотом не значит говорить только хорошее. Достоинств у нашей страны в сфере бизнеса и производства более чем достаточно. Важно говорить и о сферах стагнирующих, которые десятилетиями не развиваются, и, судя по всему, не очень к этому стремятся. Российский автопром славится своей стабильностью: автомобили с завидной регулярностью ломаются, отличаются плохой эргономикой, сомнительным внешним видом, при чем весь этот «лоск» стоит немалых денег. Как в столь огромной стране, которая остро нуждается в отечественном транспорте, что будет наполнять дорожные артерии, одна из фундаментальных отраслей отстает на пару десятилетий? Будем разбираться.

От СССР и до наших дней

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в развитие индустрии, поставив экономику на военные рельсы, ведь вооружение на тот момент было гораздо нужнее. Затем страна оказалась в руинах, и только ближе к 60-м годам государство решило полноценно возрождать индустрию. 70-е и 80-е годы считаются золотым десятилетием автомобильной промышленности в СССР, ведь машины тех лет отвечали современным требованиям, были до неприличия простыми в сборке, настолько, что водители шутили: любую запчасть можно купить в ближайшем продуктовом. Неприхотливость и относительная по тем временам надежность привели к тому, что отечественные авто охотно закупались в Европу. Например, в Германии отечественный «Жигуль» стоил дороже «Фольксвагена». Но время шло, а технологии оставались все на том же уровне, и со временем АвтоВАЗ просто перестал быть конкурентоспособным на мировом рынке, где на смену простоте пришли надежность, комфорт, скорость, качество и безопасность. После случился распад СССР, затем — кризис и стагнация в автомобилестроении, ведь у людей не было возможности приобрести не то что автомобиль, а закрыть элементарные человеческие потребности. С тех пор линии производства, заводы не модернизировались еще долгие годы.

Отсутствие частного управления

Так сложилось, что в России вся сфера машиностроения контролируется государством, в отличие от стран Европы, Америки, где частные производители ощущают постоянную конкуренцию и давление. Это предприниматели, которые занимаются промышленным шпионажем, разрабатывают собственные технологи, пытаются сделать лучший, самый быстрый и комфортный автомобиль, чтобы выделиться на фоне оппонента. Если отследить историю автомобилестроения, то можно наблюдать невероятный прогресс буквально каждую пятилетку, ведь покупатель привередлив и хочет получить самое лучшее за небольшие деньги.

В итоге на фоне личного конфликта простого фермера с владельцем «Ферарри» мы получили «Ламборгини», а Илон Маск сегодня планирует строить автомобильные заводы по всему миру, продвигая идею принципиально нового транспорта и успешно ее реализовывая. Частный инвестор будет слышать своего потребителя, создавать актуальные, современные авто, соответствующие веянию времени. А что же происходит на нашем рынке?

Автохолдинги в РФ управляются советом директоров, но фактически государством. «Что-то производится, что-то продается и хорошо». Но обычным людям просто не из чего выбирать, покупая порой откровенный металлолом за баснословные деньги. Отсутствие технологий, безопасности, с недавних пор появившиеся гидроусилитель руля и передние подушки безопасности презентовались отечественному покупателю как рывок в автомобилестроении. Пока доходы покрывают расходы, поступают и пилятся субсидии от государства, ждать ничего интересного нам не стоит, и даже новые лады, которые выглядят довольно-таки интересно и обладают неплохими показателями для современного авто не отечественного производства, а лишь китайские образцы с переклеенными лого.

Также создание принципиально новой модели требует технологий, новых линий сборки, гигантских вложений, но сегодня санкции вкупе с коррупцией, которая, увы, никуда не денется, заставляют отечественного производителя продавать своим гражданам отнюдь нероссийские автомобили.

Импорт

С 1 августа в России в несколько раз вырос утилизационный сбор, и сделано это было с целью помочь российским автоконцернам конкурировать с иностранными брендами. Такой подход вызвал рост цен на авторынке, и в ближайшее время обещают очередной подъем на 20 % даже среди китайских брендов, которые до последнего держали оборону и не поднимали стоимость своих машин. Но ранее, до санкций вся политика государства была сконцентрирована на импорте автомобилей, и доходило до того, что в 2013 году народный «Поло» стоил гораздо дешевле, чем новая, но не менее народная, «Приора». С одной стороны, у граждан был огромный выбор, но с другой — очень обидно, что в столь большой стране отечественные автомобили стоят несоразмерно дорого, а их качество оставляет желать лучшего. Надеемся, что инициатива президента пересадить всех чиновников на АвтоВАЗ будет реализована как следует и возымеет результат, спровоцировав «насильственный» прогресс в отечественном автомобилестроении. Ведь власть имущие вряд ли захотят передвигаться в автомобилях, которые морально устарели еще стоя на конвейере.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: