Почему современные религиозные организации так похожи на сетевой бизнес
Сегодня мы затронем очень неоднозначную тему и рассмотрим церковь как институт не только религиозный, но и место, привлекающее огромные денежные потоки. Мы не имеем цели задеть чувства верующих, изобличить или увещевать кого-либо, а лишь хотим показать, какие суммы проходят через религиозные организации. В конце концов имущество, храмы, монастыри тоже необходимо на что-то содержать. Мы немного затронем РПЦ, но не будем сильно углубляться в структуру и специфику работы, а лишь обратимся к общему устройству церковной денежной иерархии, так как независимо от конфессии система везде работает примерно одинаково. Еще с древних времен религия была одним из столпов, отвечающих за внутригосударственное регулирование настроения масс, ведь религия способна оказать существенное влияние на формирование личности. Преимущественно мы рассмотрим систему церковного устройства в США, ведь структура их религиозных учреждений во многом схожа с аналогичными по всему миру.
Немного статистики
Сегодня в России насчитывается 36 878 церквей и храмов, куда ежедневно приходят тысячи верующих. Если говорить о США, то количество церквей там приблизилось к 380 тысячам — перевес практически десятикратный. Священники в РФ получают неофициально от 25 до 50 тысяч в зависимости от послушания, треб и чина, официально же московские священнослужители зарабатывают около 117 тысяч рублей, но видится, что речь идет не о рядовом батюшке. В РФ религиозные организации освобождены от уплаты налогов и страховых сборов, так что в основной массе все денежные средства остаются «в стенах» храмов.
Конгрегации (союз монастырей) в США ежегодно собирают около 74,5 миллиарда долларов .
Большая часть пожертвований в США делается религиозным организациям.
Совокупный годовой доход всех религиозных учреждений США составляет более 378 миллиардов долларов в год.
Среднестатистическая община получает годовой доход в размере 242 910 долларов США.
Люди в возрасте от 35 до 44 лет в два раза чаще жертвуют деньги своей церкви через приложения по сравнению с возрастной группой от 24 до 34 лет ( в Америке).
Средняя еженедельная сумма пожертвования на одного прихожанина составляет 17 долларов.
Христиане США в совокупности зарабатывают 5,2 триллиона долларов в год, что составляет половину общего мирового дохода, заработанного христианами.
Христианство – самая богатая религия в мире, около 5 % прихожан участвуют в уплате десятины — это примерно полтора миллиона человек.
Каждые три доллара из четырех пожертвованных гражданами США передаются в религиозные организации.
Если говорить об РПЦ, то РБК оценивает, что подконтрольные РПЦ коммерческие предприятия приносят около 600 миллионов рублей в год, а стоимость активов приближается к 2,3 миллиардам рублей
Бизнес-модель
По всему миру работают миллионы людей, так или иначе причастных к религиозной деятельности, причем зачастую отношения между «домом божьим» и церковнослужителями носят вполне мирские, юридически закрепленные трудовые отношения. Опят же, рассматривая вопрос финансов, мы ни в кой мере не затрагиваем духовную составляющую, а лишь хотим показать ту сторону жизни религиозных заведений, о которой мало кто задумывается.
В религиозных организациях присутствует жесткая иерархия, так же есть «закулисные игры», бюджетирование, а в некоторых «филиалах» введена плановая система, и увы, речь не об отпущенных грехах, но это лишь слухи. Почему мы упомянули такое выражение, как «бизнес-модель»? Видите ли, независимо от конфессии прихожанам предлагают некий продукт, который поможет стать ближе к Богу, обрести спасение, исповедаться и еще ряд услуг и товаров, предполагающих монетизацию. Далее денежные средства собираются, считаются и направляются в «головной офис» для дальнейшего учета и распределения. А теперь попробуйте найти принципиальные отличия от типичного сетевого бизнеса за исключением того, что церкви не платят налоги, и «клиенты» в исключительно редких случаях уходят к «конкурентам». У каждого «филиала» есть свой «главный менеджер», во главе региона и всей организации стоят свои «топы».
Так же большая доля заработков приходит из пожертвований прихожан, которые принято делать просто приходя в церковь — во многих религиях так учат делать с самого детства. Что важно — религиозные течения, даже несмотря на присутствие коммерции в отношениях между храмом, прихожанами и высшими силами, остаются основополагающим инструментом в регулировании вопросов морали. Далеко ходить не надо — стоит вспомнить те же заповеди. Да, есть священнослужители, которые запятнали свой сан и «осваивают» пожертвования не совсем по назначению, отстраивая дома, которые порой не уступают своими размерами местным храмам. Но так же есть и порядочные служители церкви, которые там не работают, а служат по своему призванию. Кстати, насчет социальных гарантий и пенсий: если мы обратимся к закону, то согласно ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством РФ. Так что эти люди не являются социально-незащищенной прослойкой населения.