Начинающие предприниматели склонны полагать, что успешным проект становится тогда, когда приносит деньги, однако это далеко не всегда так. На рост и развитие компании, а также ее прочное положение на рынке указывает целый ряд показателей, о которых владельцы бизнеса могут не знать в силу отсутствия опыта или определенных компетенций. Сегодня разберем некоторые из них, чтобы вы могли оценить состояние своего проекта.
Легко ли добиться успеха в бизнесе
По данным портала мойбизнес.рф, опубликованным в апреле 2023 года, количество индивидуальных предпринимателей и самозанятых в возрасте моложе 35 лет за первый квартал 2023 года стало выше, чем за тот же период 2022 года. Статистика говорит о том, что число начинающих бизнесменов растет — можно предположить, что это связано с улучшением условий поддержки начинающих предпринимателей. Так, портал мойбизнес.рф не так давно поделился новостью, что в рамках ПМЭФ-2024 были представлены результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, где одним из критериев оценки стала поддержка представителей малого и среднего бизнесов. По мнению Татьяны Илюшниковой, замминистра экономического развития России, согласно представленным данным, условия для развития бизнеса в регионах страны стали лучше.
Вот почему, если вы задумались о создании своего дела и готовы попробовать себя в новом направлении деятельности, можно предположить, у вас есть все шансы добиться успеха.
Однако чтобы корректно оценивать, насколько ваш проект эффективен, важно учитывать целый ряд различных показателей, которые говорят о том, является ли деятельность вашей компании востребованной, какое место она занимает на рынке среди конкурентов, каков уровень удовлетворенности ваших покупателей и сотрудников и так далее.
По каким критериям можно понять, что ваш бизнес успешен
- Первая категория показателей, на которые нужно ориентироваться владельцу проекта, — финансовые. Среди них, в первую очередь, выручка компании — деньги, попадающие на счет после того, как фирма оказывает услуги, за которые получила оплату, или реализует продукцию. Также сюда входит чистая прибыль — то, что остается у собственника в тот момент, когда он закрыл все необходимые расходы, включая налоги, платежи по кредитам, аренду, заработную плату для сотрудников, оборудование и т. д.
Еще необходимо учитывать такие показатели, как рентабельность — то, насколько эффективно компания использует средства на развитие проекта и какое количество из них возвращается обратно, а также постоянные и переменные расходы. - Вторая категория показателей — уровень удовлетворенности клиентов NPS и их LTV (или Lifetime Value). Начинающие предприниматели полагают, что ключевая задача бизнеса — привлечение новых покупателей, но это не совсем так. Опытные владельцы проектов в большинстве случаев и сфер скажут о том, что не менее важно выстраивать долгосрочные отношения с имеющимися потребителями, ведь они способны принести компании большое количество денег. Вот почему с регулярной периодичностью нужно оценивать, насколько клиенты довольны качеством вашей продукции и уровнем сервиса компании и готовы ли рекомендовать ее другим, сделать это позволяет NPS. А также важно изучать, сколько сделок в среднем совершает у вас каждый покупатель и надолго ли он остается вместе с брендом, как раз на это указывает LTV. В тех случаях, когда показатели находятся не на очень высоком уровне, нужно своевременно принимать меры для того, чтобы их поднять.
- Уровень удовлетворенности персонала — еще один важный критерий, на который не всегда обращают внимание не очень опытные собственники бренда. Дело в том, что успех компании во многом зависит от того, насколько сотрудники замотивированы на работу в ней, готовы ли они рекомендовать свою фирму как место труда друзьям и знакомым, достаточно ли они вовлечены в процесс и действуют в интересах организации. Важный показатель, который в том числе помогает это установить, — eNPS, он говорит о лояльности членов команды. В тех случаях, когда в компании преобладает токсичная атмосфера, есть нездоровая конкуренция, сотрудники неохотно участвуют в жизни коллектива и ходят на работу «для галочки», едва ли можно говорить о том, что бизнес растет, развивается и уверенно идет к своим целям. Старайтесь регулярно замерять eNPS и, если он недостаточно высокий, предпринимать меры по его увеличению.
- Уровень гудвилла или репутации компании — еще один показатель, которому начинающие предприниматели не уделяют должного внимания, а он, между тем, говорит о том, насколько хороший у компании имидж на рынке и достаточно ли лояльно потребители к ней относятся. Данный критерий косвенно влияет на уровень продаж фирмы, а также ее дальнейший рост и развитие, и обычно он зависит от того, транслирует ли бренд свои ценности, занимается ли социально значимой активностью, проявляет ли заботу о своих клиентах и сотрудниках. Его также необходимо периодически рассчитывать и, если он недостаточно высокий, по возможности корректировать.