Когда разработчик горит идеей своего проекта, ему хочется говорить о нем много и долго, однако потенциальный инвестор или руководитель, которые «дают добро» на работу, едва ли расположены слушать. Чтобы презентовать идею коротко и по существу, используют питч — далее в материале говорим об особенностях и способах его подготовки.
Зачем нужен питч
Заинтересовать и не загрузить — две ключевые характеристики данного формата, который представляет собой емкую и быструю презентацию потенциально перспективной для реализации идеи руководителю или инвестору. Чаще всего понятие используется в контексте именно поиска людей, готовых вложиться в проект, однако подобный формат применим и в других ситуациях, например если необходимо найти партнера, заручиться поддержкой начальника или команды.
Предположим, вы управляете отделом продаж и понимаете, что большинство клиентов «сливаются» в тот момент, когда менеджеры не могут оперативно предложить им продукт, отвечающий потребностям. Исправить проблему помогло бы усовершенствование CRM-системы, с помощью которого сотрудники быстрее бы могли подгружать историю взаимодействия с покупателями и озвучивать решения, отвечающие их запросам. Если компания располагает бюджетом, такой вариант событий возможен, но чтобы это понять, проект нужно обсудить с руководителем. Потребуется собрать аналитику, продумать план работы и предполагаемые результаты, а построить продуктивный разговор с начальством позволит питч. С его помощью можно обозначить проблему, показать пути решения, выгоду в цифрах и, если проект заинтересует руководителя, приступать к обсуждению деталей.
Питчи принято разделять на три вида:
- Elevator pitch — самый короткий формат презентации, занимающий буквально минуту, отсюда и название: важно рассказать всю суть за тот временной промежуток, который заняла бы поездка в лифте. Если удалось завладеть вниманием второй стороны, у беседы будет продолжение — если нет, придется уйти ни с чем. Чаще всего такой формат пригодится, когда нужно коротко обозначить суть вопроса, выдвигаемого на обсуждение, руководителю или на встрече, где инвесторы отбирают потенциально перспективные проекты.
- Idea pitch обычно длиннее, он приветствуется в тех ситуациях, когда вы презентуете проект наравне с кем-то еще. Вроде есть возможность и время высказаться, но мыслью по древу все равно лучше не растекаться.
- Funding pitch подойдет, когда стоит задача познакомить с проектом тех, кто о нем уже что-то слышал, и начинается более предметное обсуждение — например сколько средств потребуется, как будет строиться работа, какая потребуется команда и что за результаты получатся на выходе. На такой питч можно выделить до десяти минут, а в результате выступления важно донести мысль о преимуществах, которые принесет компании или инвестору реализация представленной идеи.
Как подготовить питч: структура и ключевые блоки
Основные аспекты, про которые нужно помнить при подготовке к выступлению, — использовать цифры и конкретику. Избегайте размытых формулировок, обращайтесь к конкретным данным, касающимся проведенных исследований, необходимого объема инвестиций в проект, сроков окупаемости и т. д.
В зависимости от категории презентации, питчи отличаются наполнением и продолжительностью, но в целом структура будет плюс-минус одинаковой.
Разберем ее на примере: допустим, у вас появилась идея создания компании по доставке готовых букетов доступного ценового сегмента. Вы провели исследование, которое помогло выявить, что клиентам хотелось бы чаще покупать цветы в подарок близким и себе, не тратя при этом большого количества денег и времени на их выбор. В результате вы решили открыть магазин с пятью популярными позициями, стоимость каждой из которых — от 800 до 2000 рублей. Их нельзя менять, но на такие цветы большой спрос в большинстве салонов флористики, а за счет оптимизации закупок можно снизить стоимость каждой позиции. Нужно привлечь средства на оборудование помещения, персонал, разработку мобильного приложения и приобретение первого объема товаров — цветов, упаковочных материалов и т. д.
Презентация по такому проекту могла бы выглядеть следующим образом:
- Блок, обозначающий проблему, которой посвящен проект.
Мы провели исследование и выяснили, что 80% людей, покупающих цветы, хотели бы делать это чаще, приобретая более доступные позиции.
- Блок с ключевым решением выявленной в исследовании проблемы.
Мы хотим открыть компанию по доставке готовых букетов, стоимость которых будет от 800 до 2000 рублей. Их состав и оформление нельзя изменить, но это наиболее популярные позиции на рынке.
- Блок с описанием преимуществ вашей идеи.
Сейчас на рынке нет подобных компаний, а благодаря приложению мы сделаем заказ цветов удобным и доступным процессом.
- Блок с перечислением того, что уже сделано.
Мы провели исследования, разработали прототип приложения и готовы приступить к работе в ближайшее время.
- Блок с описанием выгоды от сотрудничества.
По нашим подсчетам, на развитие проекта потребуется энное количество средств, а окупаемость проекта — около полугода.
- Блок с предложением о сотрудничестве.
Чтобы стартануть, нам необходимо энное количество средств, после того, как мы выйдем в плюс, ваша прибыль составит энный процент от общей выручки компании.
Завершение презентации.
Тут важно либо задать вопрос, который позволит получить обратную связь, например если вы презентуете проект руководству, либо попросить связаться с вами потенциально заинтересованного инвестора, предварительно оставив свои контакты.