Студия Red Barn и бизнес-журнал Hussle.ru выпускают совместный проект — подкаст Hussle. В каждом выпуске мы будем говорить о новостях из мира бизнеса, управления и финансов, разбираться в самых актуальных и важных событиях, анализировать тренды и тенденции, выявлять лучшие практики и делиться опытом успешных предпринимателей и руководителей на территории России.
Расскажем, как начать свое дело с нуля, привлекать клиентов, продвигать свой бренд, управлять финансами, и обсудим многое другое. Сегодня говорим о том, как устроен параллельный импорт, а поможет нам в этом разобраться руководитель международной логистической и торговой компании Фирас Казаков.
Хочу начать обсуждение со следующей новости: возник риск для бесперебойной доставки товаров по схемам параллельного импорта ввиду того, что складская база в странах СНГ не справляется с тем объёмом, который сегодня необходим России.
Это может сказаться только на малом бизнесе. Как правило, крупные игроки рынка имеют свои складские помещения, и место для транзита нужно лишь в течение недели для переброски. Наш склад в Стамбуле — 10 000 кв.м, и за 3 года я видел максимум 40% заполняемости. Кроме того, у государств есть свои СВХ (склад временного хранения). Также у каждой фирмы в Турции имеется своя база для хранения товара. Что касается проблемы со странами СНГ, да, я слышал от своих клиентов, что там сейчас наблюдаются сложности, Казахстан закрыл возможности для параллельного импорта, но что касается нашей специфики — это только плюс, так как мы работаем с Турецким направлением.
Как вы пришли к тому, чтобы заниматься параллельным импортом? Давай более подробно разберем это понятие, как работает этот процесс?
Параллельный импорт — уникальная вещь, которая наблюдается только на Российском рынке. Изначально мы занимались поставками разного вида продукции, например: каучуковые изделия, вещи, автозапчасти, металлические изделия, строительная техника. Также у нашего холдинга есть множество фирм, которые занимаются конкретными секторами, соответственно, в нашей сфере деятельности есть как перепродажа, так и транзит. Сегодня из-за санкций не все товары можно купить в РФ, и бизнес ищет выход, как конкретный продукт можно приобрести. Тут-то и сыграл наш многолетний опыт, налаженная сеть поставщиков, что дает возможность доставить необходимый, порой дефицитный товар заказчику.
Выходит, что транзитное перемещение товаров и посуточная аренда складов — это аналог того, когда вы пересекаете границу и едете дальше, а в транзитной зоне оставляете автомобиль, только в данной ситуации речь идет о движении товаров?
Примерно да. Когда вы покупаете любой товар в Турции или Европе, в магазинах предлагают оформить такс-фри (возврат уплаченного налога на добавленную стоимость за товар). После этого уже в аэропорту предстоит пройти непростую процедуру, где вы собираете чеки, на таможенном контроле их заверяют, далее в паспортном контроле после проверки всех документов вам выдают такс-фри. А транзит позволяет купить товар в другой стране, который, например, отсутствует в Турции, не начисляя дополнительный турецкий налог, так как эта страна лишь посредник. Поэтому, несмотря на то, что продукция какое-то время хранится на территории этой страны, она без наценки прямиком идет в другое государство.
В каких именно направлениях работаете сейчас?
Как я уже говорил, это автозапчасти, каучуковые и тканевые изделия, строительная техника, но сейчас самая востребованная сфера — это автомобили и комплектующие к ним — рынок в этом очень остро нуждается. Например, детали кузова, стекло, которое в принципе очень сложно транспортировать, ведь международные перевозчики не страхуют подобные хрупкие лоты, и все перевозки делаются на свой страх и риск. Как правило, 10% боя стекла — это норма. Если говорить о металлических изделиях, то из последнего, что у нас заказывали, — это корпуса для банкоматов, радиорубка для судна.
Ты говорил, что параллельный импорт позволит избежать дополнительного налога на товар ввиду транзитных привилегий. Так почему же в итоге происходит такое удорожание товаров?
В этом вопросе мы не отталкиваемся от транзита. С чем же связан такой скачок цен? В первую очередь на это влияет огромное количество санкций, и удорожание происходит по причине очень сложной системы логистики, так как многие страны не могут с нами торговать и осуществлять поставки. Как я уже говорил, Казахстан не отправляет напрямую товары в Россию, сейчас этим занимаются Турция и Иран. Представим, что вам нужно отправить товар в РФ и у вас есть фирма, складской хаб в Казахстане, но ввиду санкций вы потом не можете доставить продукцию в нашу страну. Так как нет возможности отправлять напрямую, приходится все доставлять в Иран или Турцию и только после этого — в Россию, а это немаленькие логистические расходы, которые существенно увеличивают конечную стоимость.
С учетом всех трудностей, связанных с логистикой, насколько сложно гарантировать сроки поставок?
Мы всегда стараемся называть примерные сроки, но в нынешней ситуации бить себя грудь и что-то именно гарантировать — как минимум не совсем корректно. Спасибо нашим клиентам, они понимают всю сложность и специфику и в этом вопросе всегда идут навстречу. Не так давно мы доставили груз нашему ключевому партнеру из Болгарии в Турцию, там оформили на таможне и переправили в Новороссийск за 12 дней — это очень быстро. Но, конечно, порой обстоятельства складываются так, что сроки значительно увеличиваются, обычно ориентируемся на 16-20 дней. Недавно, если вы помните, Турция внезапно закрыла транзит в Россию, что стало большой неожиданностью для всех. Да, на законодательном уровне запрета не было, но во всех программах нашу страну просто убрали из списка. Мы нашли выход из этой ситуации еще до возобновления торговли, но все же подобные прецеденты вносят свои коррективы.
Насколько рискованно заходить в эту сферу новым игрокам?
Сейчас такое время, когда стоит попробовать, а в каких объёмах — вопрос другой, но, как говорится, под лежачий камень вода не течет. У нас в отделе есть сотрудник, который занимается закупкой особых орешков, которых нет в России. Я не знаю, насколько это относится к параллельному импорту, но сам факт — их очень быстро раскупают в нашей стране. Если есть желание — заходите в сферу, главное, для начала определите потребность рынка.
Сейчас есть ограничения по работе со SWIFT, как осуществляются транзакции?
Сегодня есть 4 российских банка, которые все еще работают со SWIFT, некоторые из них перестали открывать счета для новых клиентов, другие — все еще работают в этом направлении стабильно.
Если раньше банки могли отправить небольшие суммы в рамках закупок, например, можно было приобрести партию на 5000 долларов, то сегодня эта минимальная сумма выросла до 50 000, что стало большой проблемой для малого и среднего бизнеса. Например, если вам необходимо дослать платеж в размере 10 000, то сделать это будет уже невозможно.
Пользуются ли банки подобной монополией и сказывается ли менталитет, присущий стране-партнеру, на работе и коммуникациях?
Как раз по поводу монополии — это установка минимального лимита в 50 000 — просто потому что нет конкуренции и у банкиров развязаны руки. А насчет менталитета скажу так: если вам не нравится обслуживание в отечественных банках, то сходите в турецкий и оцените, насколько у нас хороший сервис. Работая с нашими банками, есть ощущение, что люди хотят тебе помочь, помогают разобраться с проблемой. И возьмем Турцию: там запросто могут не брать трубки в течение всего дня, переговариваться с кем-то во время серьезного телефонного разговора, а все потому, что не все работают с Россией и банковские партнеры чувствуют некоторую привилегированность и исключительность своих услуг. У нас банки смотрят на вас как на партнеров, в Турции — как на конкурента, который много заработает, а им достанется только 3% комиссии.
Сегодня с нашего рынка ушло много представителей Европейского и Азиатского рынков. Ранее ты говорил, что вы также занимаетесь и автомобилями, есть ли сложности в вопросах логистики и приобретения автомобиля?
Я не скажу, что это можно назвать проблемой. В Турции очень выгодно покупать пикапы — это просто совет. Удивительно, но у турков есть налог на налог, как бы абсурдно это ни звучало. И как раз на пикап налог наименьший, а так даже сейчас многие легковые автомобили на территории РФ могут стоить дешевле, чем в Турции ввиду особенностей налоговой системы.
Еще один интересный момент: в Турции существует дефицит с автомобилями, и многие продавцы пользуются этим. Например, недавно было резонансное уголовное дело, как раз связанное с этим случаем. Владелец автосалона одной торговой марки, как только пришла новая партия машин, продал все своему брату. Когда клиент приходит в автосалон, то не может приобрести авто — их просто нет, но предприимчивый директор дает визитку своего родственника и предлагает приобрести машину у него, конечно же, не по рекомендуемой розничной цене, а за гораздо большие деньги. Вот такая особенность рынка.
Насколько сложно договориться с заводом-производителем напрямую?
Очень и очень сложно. Каким бы крупным игроком рынка вы ни были — завод намного масштабнее, так как торгует по всему миру и им не интересна дистрибьюция посторонних лиц.
Представим ситуацию: есть производитель автостекла для популярной марки авто в стране, но вот он решил уйти ввиду политической и экономической ситуации, так как доставка продукции стала слишком дорогой. Есть ли такие примеры и заменяют ли эту продукцию другие поставщики?
Конечно, уходят, например, по политическим причинам, где Макдональдс? И теперь о том, насколько выгодно: эта информация носит характер слухов «тире» инсайдерской информации, но на деле в правдивости этих слов мы все больше убеждаемся: в нашей стране работает один банк (который является дочерней компанией австрийского банка и название созвучно с «раем»), у которого доход с российского рынка составляет 38% от общего по миру! Поэтому многие иностранные партнеры даже очень хорошо чувствуют себя в данных условиях.
Насколько нынешние условия доставки товара и логистики сказываются на конечном ценнике в России? Какой в итоге % наценки получается?
Точный процент я не смогу назвать, так как на конечную стоимость влияет очень много факторов и сама группа товаров. Например, вы решили купить запчасти из Европы и обратились к нам в «Бирлик». Мы находим нужные товары, пересылаем деньги продавцу, точнее, отправляет денежные средства сам покупатель. С нашей стороны помощь в оказании всех сопутствующих финансовых услуг, а на территории Турции транзитные декларации оформляем уже мы. После этого запчасти приходят в Турцию и стоят в складе временного хранения, где все оформляется, и начинаются таможенные проверки. Возможно, все пройдет быстро, а возможно, организуют дополнительный досмотр, только важно учесть, что каждый день должен оплачиваться, и это сказывается на конечной цене. Также большое значение имеет сам товар, сложность его транспортировки. Мы не так давно доставляли лопасть для промышленного ветряка в Финляндию, и это сильно отличается от доставки, например, бамперов для авто.
Может ли меняться цена от одной партии к другой?
Конечно, мы в этом отношении очень зависим от курса валют. Сегодня производитель дает одну цену, а завтра — совершенно новый прайс.
Насколько этот бизнес стабилен и есть ли особенности в маркировке товаров, классификация которых относится к категории повышенной опасности?
Очень сложного говорить о стабильности, можно сравнить с плаванием в океане — сегодня идеальная погода, а завтра жуткий шторм. Слишком много факторов, которые влияют на нашу деятельность: политика конкретного государства, изменения законодательной базы. Все же предпринимательство — деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, так что о стабильности говорить не приходится.
Относительно маркировки тоже есть свои особенности. Когда мы поставляем масла или другие легко воспламеняемые жидкости — есть сложность в транспортировке, так как эту категорию перевозят в отдельном отсеке корабля, который оборудован специальной противопожарной системой, и недавно я обнаружил очень интересный момент в самой маркировке: опасность продукции устанавливается на основании исследования на животных. Морская свинка, кролик, крыса — исследования проводятся путем втирания в кожу этих веществ и т. д. Очень грустный факт, конечно, но все же решил об этом вам рассказать.
Насколько этот сектор конкурентен и сильно ли заполнена ниша в России?
Честно сказать, сложно говорить о конкуренции, так как я еще не встречал людей в России, которые бы занимались импортом на нашем уровне. Есть много знакомых, которые занимаются в основном мелкими поставками, а если говорить о крупных, как у нас, то пока не могу никого назвать. Все же это довольно специфическая ниша, и в ней мы уже заняли свое место, обрели множество партнеров. Мы работаем и за пределами РФ, например, по Европе, так что постоянно развиваемся и находим все новые способы доставлять товары.
Насколько для тебя как для руководителя важен нетворкинг, умение адаптироваться и быстро принимать решения в новых обстоятельствах?
Очень важны. Связи — это то, что вообще позволяет успешно вести бизнес, и поэтому мы очень ценим наши контакты с партнерами. Софт-скиллы помогают налаживать общение, заводить новые знакомства, элементарно решать кризисные ситуации. Адаптивность и гибкость — необходимые качества для подобного рода предпринимательства.
Спонсор сезона — компания INTERNATIONAL EXPERT. Гражданство Евросоюза и бизнес-иммиграция в Европу с компанией INTERNATIONAL EXPERT — это легкоСлушай подкаст Hussle на платформах Яндекс Музыка, Apple Podcasts, Castbox, Spotify, Soundcloud, Podcasts и Telegram.