От того, как организовано управление бизнесом, во многом зависят его результаты. Чтобы обеспечить эффективную деятельность компании, важно уметь правильно ставить задачи, распределять нагрузку между сотрудниками, организовывать рабочие процессы, контролировать результат и не только. Сегодня поговорим о том, как наладить управление бизнесом и почему это важно.
Сначала — бизнес-процессы
Когда собственнику бизнеса пора задумываться о том, как руководить своей фирмой? По идее, чем раньше, тем лучше. Потому что работа любой компании с самого начала представляет собой набор различных действий, от эффективности организации и выполнения которых зависит результат.
Например, если вы вместе с двумя-тремя коллегами занимаетесь ремонтом квартир «под ключ» с нуля, то основная деятельность, приносящая прибыль, заключается в том, чтобы обеспечить клиентам подготовку объекта согласно их требованиям. Это один из рабочих процессов вашей небольшой компании. Помимо него вы наверняка ищете клиентов, проводите с ними предварительные переговоры и встречи, размещаете где-то рекламу. Данная активность тоже относится к рабочим процессам. Если постепенно вы начнёте принимать в команду новых строителей, брать больше заказов, скорее всего, компания будет расти. И спустя время вы сможете взять на себя только управленческие функции. Они тоже являются частью рабочего процесса, без которой остальные вряд ли будут эффективно функционировать.
Такую внутреннюю деятельность организации называют бизнес-процессами. Именно их совокупность в итоге приносит прибыль. И от того, насколько правильно они выстроены, зависит результат. Поэтому чем раньше собственник начнет задумываться о том, как их организовать наиболее эффективно, тем проще будет масштабировать проект и развивать команду.
Чтобы управлять бизнесом, важно понимать, какие виды бизнес-процессов существуют вообще и как они выглядят в конкретной компании. Специалисты выделяют несколько категорий, которые мы рассмотрим на примере той же фирмы по ремонту помещений:
- Основные — те, которые и приносят бизнесу деньги. В компании из нашего примера ими являются ремонтные работы. Допустим, если данная организация захочет дополнительно заниматься установкой окон, скорее всего, подобных заказов будет гораздо меньше. Поэтому такой процесс можно считать сопутствующим.
- Вспомогательные помогают компании работать более эффективно. К ним, например, можно отнести деятельность бухгалтерии, службы доставки стройматериалов, клининга после ремонта.
- Управленческие процессы нужны для того, чтобы обеспечить взаимосвязь всех остальных между собой. Допустим, к данной области относится стратегическое планирование деятельности компании.
- Кроме того, важной частью работы организации являются подразделения, задача которых — помогать компании расти и развиваться. Например, маркетинг, работа с клиентами.
Что поможет сделать управление бизнесом более эффективным
- Налаживание бизнес-процессов. Сначала стоит определить, как в вашей компании должен выглядеть каждый из них. Например, одним из процессов работы строительной фирмы является прием заявки и расчет предварительной сметы с последующей продажей услуг и заключением договора. От того, насколько быстро и удобно для клиента организован данный этап, зависит его решение о дальнейшем взаимодействии. Важно продумать, как происходит работа от принятия заявки до отправления расчетов, работы с возражениями и закрытия сделки. Далее необходимо определить, кто именно станет отвечать за реализацию задач. Например, менеджер и прораб. После того как бизнес-процесс будет продуман, нужно следить за качеством его реализации и дорабатывать слабые места.
- Планирование деятельности. Это постановка четких целей, которых реально достичь с учетом возможностей и ресурсов бизнеса, а также специфики бизнес-процессов.
- Выбор подходящей организационной структуры компании, которая позволит ей вести свою деятельность должным образом, поможет наладить систему управления, правильно распределить задачи между сотрудниками и быть уверенным в их исполнении. Среди распространенных типов структур — функциональная, где за каждое направление деятельности отвечает свой руководитель. Ему подчиняются отдельные работники, и с другими подразделениями он напрямую почти не взаимодействует. По сути, это достаточно жесткая иерархия. Она подходит не для всех компаний. Проектная структура более гибкая. В ней команда собирается под проект. Например, для выполнения какого-то заказа привлекаются сотрудники и назначается руководитель, которому они подчиняются. Матричная структура — еще один вид организации деятельности в фирме. В ней каждый сотрудник находится в подчинении у прямого руководителя, а также при необходимости может включаться в работу над проектами других подразделений.
- Автоматизация каких-то бизнес-процессов, которая поможет высвободить часть времени у сотрудников без утери качества. Например, внедрение CRM-системы и чат-ботов для приема заявок клиентов и ответов на частые вопросы. Это самые простые инструменты, с которых можно начать.
- Мониторинг и дальнейшая корректировка при необходимости. Важно регулярно проводить аналитику деятельности компании и совершенствовать те процессы, которые помогут улучшить показатели эффективности.
Ошибки магазинов в сфере онлайн-продаж, из-за которых уходят клиенты