Основные правила работы с фрилансерами для начинающих предпринимателей
Начинающие предприниматели не всегда располагают необходимым бюджетом для найма на штатные позиции определенных специалистов. К числу таких работников могут относиться маркетолог, копирайтер, дизайнер, ассистент и не только. Многие управленцы предпочитают искать данных сотрудников на фрилансе, однако не всегда те оказываются добросовестными исполнителями, на которых можно положиться. Предлагаем обсудить преимущества подобного формата, а также основные правила, которые позволяют сделать сотрудничество эффективным.
Кого бизнес может нанимать «на стороне»
Фрилансерами принято считать специалистов, которые хоть и выполняют необходимые представителю компании задачи, но не состоят с организацией в официальных трудовых отношениях, — по сути, они находятся «на вольных хлебах», что выгодно и той и другой сторонам.
Чаще всего в числе работников оказываются представители условно-творческих профессий — маркетологи, копирайтеры, дизайнеры, разработчики приложений. Еще можно подобным образом работать с ассистентами, помощниками руководителей, бухгалтерами, тестировщиками, юристами и т. д. По сути, почти любой специалист может оказывать услуги бизнесу на такой основе, а преимуществ у данного формата несколько:
- Экономия финансов — не приходится тратить деньги на подбор и найм, а также последующую адаптацию сотрудника, а значит, ниже нагрузка на отдел рекрутинга. Не нужно обустраивать рабочее место, покупать оборудование — все это уже есть у того, с кем вы взаимодействуете.
- Можно взять на конкретный проект или даже временное замещение постоянного специалиста, который ушел в отпуск или на больничный.
- Есть возможность найти профессионала с уникальным опытом, который нужен именно в текущей ситуации, но при этом нанять и позволить себе оплачивать его услуги на постоянной основе у компании нет возможности — допустим, дорого держать «в штате» высококвалифицированного юриста, а под определенную задачу его вполне можно привлечь.
Минусы у такого взаимодействия тоже есть, например иногда фрилансеры подводят своего заказчика, нарушая дедлайны или вовсе не выходя на связь, срывая договоренности. Особенно проблематично, когда предварительно они получили предоплату: приходится прощаться не только с мечтами о выполненной задаче, но и с деньгами.
Если неправильно оформить сотрудничество, можно привлечь внимание трудовой инспекции и даже получить штраф. Подготовили для вас рекомендации, как найти, нанять фрилансера и сотрудничать с ним без угрозы для компании.
Правила взаимодействия с фрилансерами
Шаг первый — выбирайте надежные площадки для подбора специалистов, где есть система рейтинга, отзывов и т. д. Чаще всего управленцы ищут биржи и сообщества в соцсетях, но в последних не так часто публикуют обратную связь, в отличие от сервисов вроде profi.ru, «Авито» или freelance.ru
Шаг второй — обязательно составляйте документы о сотрудничестве, чаще всего это будет формат договора ГПХ (в частности — возмездного оказания услуг), где прописываются права и обязанности сторон, меры, которые будут предприняты в случае нарушения договоренности одного из участников соглашения, порядок оплаты и принятия готового проекта. Здесь же лучше указать, какое количество правок вы можете внести и на какой результат рассчитываете. Если фрилансер — самозанятый, налоги он платит за себя сам, а вот если ИП — будет зависеть от системы налогообложения. Также важно помнить, что нельзя сотрудничать в таком формате с тем специалистом, который ранее у вас работал, и если с момента увольнения не прошло двух лет.
Шаг третий — перед началом взаимодействия составьте подробное техническое задание, в котором будут описаны критерии подготовки будущего проекта. Не используйте абстрактные формулировки, вроде «сделайте красиво, а некрасиво не надо». Если есть понимание, как должен выглядеть результат — цвета, объем в знаках для текстов, основные смыслы брендбука, расположение объектов на странице сайта и т. д., — пропишите максимально четко, по возможности собрав и предоставив референсы. Здесь же нужно прописать технические требования, сообщить важную информацию о компании, которая поможет исполнителю добиться поставленной цели.
Шаг четвертый — чтобы ни одна из сторон не сорвала сроки, обязательно отметьте в договоре, до какого времени заказчик должен предоставить информацию, когда исполнителю нужно подготовить первый вариант готового проекта, в какую дату необходимо отдать завершенное решение, а также как долго идет согласование. Сотрудничать по системе предоплаты или постоплаты — решать вам, но иногда фрилансеры предпочитают брать часть платежа заранее. Обязательно укажите в документах и этот момент.
Шаг пятый — предусмотрите возможные риски, например то, что исполнитель может пропасть или сорвать сроки. Закладывайте дополнительное время на подготовку проекта и не забывайте контролировать ход работы — предложите специалисту присылать промежуточные варианты заказа. Также можно устраивать раз в неделю общую встречу, если сотрудничество подразумевает длительное взаимодействие.
Стоит ли руководителю признавать ошибки и извиняться перед командой