Оборачиваемость товара: как и для чего ее необходимо считать
Чтобы компания могла планировать, в какой период времени нужно заказать партию того или иного товара, а также в каком количестве он необходим, ей важно понимать, сколько дней потребуется, чтобы реализовать ту или иную продукцию. Некоторые собственники, особенно в начале предпринимательского пути, опираются в этом вопросе на свои предположения и гипотезы, однако намного эффективнее рассчитывать оборачиваемость товара — показатель, который помогает принимать взвешенные решения. Сегодня разбираем основные формулы для расчета и говорим о том, как использовать информацию в бизнесе.
Что показывает оборачиваемость товара и для чего ее считать
Представим, что у вас магазин аксессуаров для мобильных телефонов и вы на регулярной основе заказываете набор продукции, реализацией которой занимаетесь, — чехлы для гаджетов, штативы, защитные стекла и т. д. Какие-то позиции пользуются большей популярностью, их раскупают быстро, другие задерживаются на витрине и складе дольше — чтобы всегда предлагать покупателям необходимый ассортимент, нужно понимать, за сколько дней вы в среднем продаете каждое наименование.
Показатель оборачиваемости товара как раз и демонстрирует, в течение какого среднего периода времени вы реализуете все позиции, а значит, наглядно показывает, как много и за сколько дней вы зарабатываете на разных составляющих ассортимента.
Для чего это необходимо знать?
- Так проще и эффективнее планировать закупки — например, если после расчетов вы понимаете, что показатель оборачиваемости по какой-то категории высокий, вам необходимо заказывать такой товар чаще либо большими объемами, чтобы обеспечивать наличие определенных позиций на складе и витрине. Если низкий — вы можете, наоборот, отказаться от неактуальных изделий, которые подолгу остаются на складе не востребованными, и, во-первых, сократить объем закупок, во-вторых, выбрать какие-то способы реализовать то, что занимает место, быстрее — разработать акции, специальные предложения, чтобы не замораживать деньги и не работать в минус.
- Позволяет оптимизировать деятельности компании, приобретая востребованный товар, приносящий прибыль, а значит, увеличить выручку, и минимизировать закуп того, который не востребован. В результате проще разработать стратегию взаимодействия с ассортиментной матрицей, позволяющей бизнесу предлагать своим клиентам актуальный товар и сохранять конкурентоспособность на рынке.
Нормы оборачиваемости определяются, исходя из особенностей ниши и опыта работы каждой компании, как правило, отталкиваясь от данных конкретной организации, и в дальнейшем при расчетах получаемый показатель сравнивается с тем, который является для вас нормальным.
Как рассчитать оборачиваемость товара
Предположим, что вы хотите вычислить показатель для магазина аксессуаров для мобильных телефонов, например для защитных стекол.
Чтобы это сделать, понадобится собрать ряд данных:
- Дни расчетного периода, в течение которых вы считаете оборачиваемость того или иного товара, — например месяц, квартал, неделя и т. д. Допустим, вас интересует интервал в 30 дней.
- Товарный запас — рассчитывается средний показатель, который получается путем суммирования стоимости позиции на старте и по завершению периода, в рамках которого ведутся вычисления, а затем полученное число делят на два. Например, вначале у вас было в наличии защитных стекол на 50 тысяч рублей, сейчас на 5 тысяч рублей. Итого данный показатель составляет 27 тысяч 500 рублей.
- Сумму продаж за период — допустим, в вашем случае она составила 100 тысяч рублей.
Показатель рассчитывается по формуле, где средний товарный запас умножается на число, полученное, если количество дней при расчетном периоде разделить на сумму продаж.
Например: 27500 х (30/100 000) = 8,25 дней
Это означает, что примерно за 8 дней выбранный товар оборачивается.
Можно рассчитать оборачиваемость и по другим позициям: скажем, по чехлам для мобильных телефонов.
Предположим, вы также решили выяснить, сколько дней требуется для реализации данной позиции, средний товарный запас по ней вычисляется, опираясь на следующие данные: на текущий момент у вас в наличии чехлов на 15 тысяч рублей, в начале периода — на 30 тысяч рублей, в таком случае данный показатель будет 22 тысячи 500 рублей. Сумма продаж за период составила 60 тысяч рублей.
Тогда оборачиваемость рассчитывается следующим образом: 22500 х (30/60000) = 11 дней.
Стоит отметить, что показатель вычисляется отдельно для каждой категории и он помогает понять, с какой периодичностью нужно планировать и осуществлять закупки разных позиций, а также какие из них являются наиболее и наименее востребованными. На основе полученных данных намного проще оптимизировать ассортимент продукции и определиться с товарами, которые приносят больше прибыли в кратчайшие сроки.
Неустойка в бизнесе: в каких случаях предусмотрена и как ее правильно рассчитать