На чём компаниям можно и нельзя экономить в кризисных ситуациях
Практически каждая компания в тот или иной момент своего существования переживает кризисный период. В некоторых ситуациях он связан с внешними факторами, в других — с внутренними. И один из первых вопросов для управленцев в этот момент: на чём можно сэкономить? Поговорим о том, какие расходы можно минимизировать без особого риска для компании, а какие не стоить урезать.
Кризисы бывают разные
На стабильность бизнеса влияют разные факторы. Соответственно, существует множество причин, которые могут спровоцировать кризисную ситуацию в жизни компании. То есть изменения в организации, вследствие которых внутренние процессы претерпевают корректировки, а будущее оказывается под вопросом и зависит от того, удастся ли бизнесу справиться со сложившейся в проекте обстановкой.
Ключевыми причинами кризиса обычно считаются:
- Внешние факторы. Например, экономический кризис, в результате которого могут происходить корректировки в части поставок расходных материалов для производства, отношений с партнерами, каналов сбыта продукции.
- Изменения в системе управления компанией. Например, если у нее несколько собственников или текущий владелец сменил формат руководства организацией, вследствие чего возникли трудности.
- Проблемы во взаимоотношениях между сотрудниками компании. Допустим, токсичная атмосфера в коллективе, нездоровая конкуренция, сложности в коммуникации между линейным персоналом и руководящим. И данные трудности не удается урегулировать длительное время.
- Проблемы в производственном процессе. Например, отсутствие у компании ресурсов для работы на современном оборудовании, невозможность или неготовность производить продукцию, соответствующую требованиям рынка и запросам потребителей.
- Одна из очевидных причин — финансовые трудности, вызванные падением продаж.
Для прогнозирования возможных рисков, которые угрожают компании в результате влияния на ее деятельность вышеназванных причин, необходимо использовать возможности риск-менеджмента. Он позволяет своевременно принять меры по устранению возникших проблем. Один из примеров спасительных инициатив — сокращение расходов. Самое важное — экономить на том, что не является критичным для деятельности бизнеса в перспективе, и урезать траты таким образом, чтобы не нанести ему еще больший ущерб.
На чём можно экономить
- Заработная плата сотрудников при условии, что СОРАЗМЕРНО сокращается объем их нагрузки, количество выполняемых обязанностей. Например, когда в связи с изменениями организационных и технологических условий труда меняется и время, которое затрачивает специалист на выполнение своих обязанностей. Но всё же стоит помнить, что это крайняя мера, так как многих работников компании интересует ЗП, которая позволяет им поддерживать комфортный уровень жизни, а не уменьшение времени трудового дня.
- Помещение. Можно сменить офис, перевести сотрудников на удаленный формат (хотя бы часть коллектива) или сделать гибридный график, чтобы уменьшить площадь арендуемого помещения и, соответственно, снизить плату за него, в отдельных случаях расходы на оборудование рабочего места. Подобные изменения обязательно фиксируются в договоре о трудоустройстве.
- Различные внутренние расходы: исключить «чай с печеньками» для сотрудников, перейти на электронный документооборот, снизить траты на канцелярские принадлежности и бумагу для печати внутренних документов. Некоторые компании начинают экономить на корпоративных мероприятиях и обучении. Однако тут стоит тщательно взвесить все за и против, потому что данные факторы влияют на атмосферу в коллективе и лояльность сотрудников.
Какие расходы бизнесу не стоит урезать
- Маркетинг и реклама. На самом деле многие предприниматели полагают, что в кризисные для компании периоды на них стоит экономить в первую очередь. Но это не совсем так. Эксперты говорят о том, что сначала необходимо тщательно взвесить за и против и скорректировать бюджет на рекламу таким образом, чтобы не нанести бизнесу урон. Возможно, стоит изменить каналы коммуникации с клиентами, площадки для размещения, рекламные предложения и саму стратегию. Однако важно помнить, что цель маркетинга — продажи и новые покупатели. Поэтому отказываться от данной статьи расходов полностью может быть чревато для компании.
- Продукт. Качество оказываемых услуг или производимой продукции напрямую влияет на продажи и лояльность потребителей. Поэтому важнее смотреть в сторону сокращения издержек на производство. Например, перейти на более экономичный вариант упаковки товара. В противном случае клиенты будут искать более подходящую альтернативу и постепенно перейдут к конкурентам.
- Сервис. Это еще один важный гарант долгосрочного сотрудничества с потребителями. Чтобы покупатели оставались с брендом надолго, важно обеспечивать качественную поддержку, удобную логистику, вовремя предоставлять обратную связь, поддерживать работу программ лояльности, использовать сервисы, которые помогают клиентам легко и комфортно заказывать и пользоваться продукцией.