Мозговой штурм: кому нужен, разновидности и советы
Хотя брейншторм и помогает генерировать классные идеи, в процессе могут возникнуть сложности. Особенно если мозговой штурм проходит внутри большой команды или в новом коллективе. В этой статье рассмотрим, как правильно генерировать идеи, чтобы они были полезны бизнесу. Разобраться во всех этих вопросах помогут эксперты из агентства «Два слова».
Зачем придумали брейншторм
В 40-е годы американский психолог Алекс Осборн захотел оптимизировать работу своего рекламного агентства. Он предложил сотрудникам новый метод генерации идей — чем больше предложений, тем проще найти подходящее решение. Позже мозговой штурм стали использовать предприниматели в США и в Европе. Теперь метод стал востребован и в России.
Виды мозгового штурма
Методов брейншторма очень много. К примеру, ученые из Технологического Университета Суинберна предложили сфокусированную модель. Они соединили мозговой штурм и подход мотивационного моделирования. Такую комбинацию исследователи предложили внедрить в работу 79 дизайнеров при брендировании.
Сначала участники эксперимента выписывали слова-ассоциации с брендом. Затем объединяли их в группы и на их основе выводили диаграммы ценностей бренда. Под этот рисунок и создавали дизайн. Цепочка в брейншторме: слова-ассоциации, диаграммы, оформление. Сначала нужно было выявить ключевые ценности бренда и прояснить цели проекта, а потом уже браться за визуальную составляющую.
Но есть и более простые методы мозгового штурма:
1) Письменный. Участники брейншторма не высказывают идеи вслух, а записывают их на листах бумаги. Затем передают их по кругу. Предложение предыдущего участника становится отправной точкой для следующей идеи.
2) Обратный. Во время мозгового штурма участники останавливаются на минусах объекта дискуссии. То есть на недостатках услуги, продукта или ситуации. После чего для каждого негативного пункта придумывают варианты решения.
3) Теневой. Команда делится на три большие группы: первая генерирует идеи, вторая слушает и записывает мысли, а третья отсеивает лишнее и предлагает свои решения из первых двух.
Ограничений в методах брейншторма нет, но есть правила, которые помогут сделать его максимально эффективным.
Основные правила генерации идей
1. Подготовка. Желательно сообщить о брейншторме за 2-3 дня. За это время участники смогут обдумать проблему и уже начать набрасывать варианты.
2. Постановка цели. Даже если кажется, что все в курсе, о чем пойдет речь, лучше подробно рассказать, зачем вы собираетесь на брейншторм. Это нужно, чтобы не возникло недопониманий.
3. Модерирование. Выберите человека, который будет записывать идеи на экране или доске. Все участники должны видеть мысли своих коллег — так они смогут их дополнить. Еще модератор следит, чтобы каждый мог высказать свою мысль. Чем больше идей, тем лучше.
4. Отсутствие критики. На брейншторме можно высказывать даже самые безумные идеи. При этом не должно быть критики и похвалы. Во время мозгового штурма все равны и работают на равных. Неуместная оценка может отбить желание высказываться у других.
5. Разбивка по группам. Можно разделить участников: первая половина будет генерировать идеи, а вторая обрабатывать их и решать, насколько они практичны.
Когда мозговой штурм неэффективен
Есть факторы, которые могут негативно повлиять на процесс брейншторма. В первую очередь нужно учитывать умение сотрудников работать в коллективе. Об этом рассуждает Сьюзен Кейн в своей книге «Интроверты. Как использовать особенности своего характера». Она ссылается на разные исследования, которые доказывают: групповой брейншторм может быть неэффективен даже в коллективе экстравертов.
На это влияет несколько факторов:
- Социальная леность — участники перекладывают ответственность на одного коллегу, а сами бездействуют.
- Блокировка продуктивности — в мозговом штурме каждый высказывается по очереди, но пока говорит один, другой должен ждать своей очереди. От этого мозговая деятельность замедляется и не может свободно генерировать идеи.
- Боязнь оценки — даже если критика под запретом, участники мозгового штурма опасаются высказаться. Они не хотят выглядеть глупо в глазах своих коллег и начальства.
Как заставить брейншторминг работать
Если в вашей компании есть проблемы с коммуникацией, то можно перевести мозговой штурм в онлайн-режим. Так сотрудник будет чувствовать себя увереннее, так как не сталкивается лицом к лицу с другими коллегами. Также его поток идей не прерывается, сообщения одновременно могут отправлять все пользователи. Генерации собственных мыслей не мешают чужие голоса. Можно отвлечься, сформулировать идею и вернуться в общий поток.
Даже если следовать советам, брейншторм не всегда получается продуктивным. Если не хочется тратить время и разбираться в тонкостях — обратитесь за креативом в «Два слова». Брендинговое агентство сделает ваш бизнес понятным и привлекательным для потребителя. От этого улучшается имидж и растут продажи.