Контент-маркетинг давно стал неотъемлемым инструментом продвижения для большинства современных компаний: если вы не создаете актуальный контент, вам будет намного сложнее достучаться до своей целевой аудитории, каким бы видом деятельности вы ни занимались. И наверняка для собственников малого бизнеса данная задача время от времени становится настоящей головной болью, ведь постоянно придумывать интересные темы, при этом не забывая, что итоговая цель контента — продажи, сложно, особенно если одновременно с этим нужно выполнять управленческие функции. Упростить жизнь руководителя или маркетолога может такой инструмент, как матрица контента, — сегодня поговорим подробнее о том, как ее создать и использовать.
Что такое матрица контента и зачем она нужна
Иногда собственники бизнеса и даже начинающие маркетологи не понимают, в чем разница между матрицей контента и контент-планом, — на самом деле она огромна. Контент-план — это, по сути, четкий план публикаций с выверенным графиком, датами и даже временем, когда они будут выложены, а также конкретными темами. По нему может готовить контент любой сотрудник отдела маркетинга, потому что он позволяет понять, какой именно текст, видео, тему нужно раскрыть, когда именно это нужно сделать — вплоть до дня недели и точного времени.
Матрица контента — инструмент более сложный и творческий, его задача — подготовить благодатную почву для поиска и формулирования тем в контент-план. То есть, взяв готовую матрицу за основу, маркетолог без труда придумает перечень публикаций для компании, решающих необходимую для бизнеса задачу.
Она позволяет организациям делать качественный актуальный контент, сохраняя баланс между разными его типами и одновременно продвигая с его помощью потенциального покупателя «вглубь» воронки продаж.
Матрица контента бывает разных видов, и она необходима в следующих случаях:
- Вы только запускаете проект и приступили к разработке контент-стратегии — в данном случае инструмент позволит вам подготовить основу для дальнейшей эффективной работы по созданию публикаций. Вы сможете понять, какие рубрики, материалы и жанры стоит использовать на разных площадках. Ее можно сделать на любой период времени.
- Вы, наоборот, слишком давно работаете над контентом для вашего проекта, и идеи постепенно заканчиваются. В таком случае матрица может стать способом найти новые решения.
- Требуется создать основу для подготовки контента для последующего делегирования данной задачи профильным специалистам — так у них будет понимание, какие именно публикации вы хотите видеть в своих соцсетях, рассылках, на сайте, в блоге.
Как подготовить матрицу контента
Чаще всего она бывает двух основных видов — таблица и ось координат.
Таблица включает в себя два параметра — например вид продуктов, который производит компания, вписывается в первый столбец, тип контента — в горизонтальную строку, а на пересечении колонок будут формулироваться темы. Или, допустим, в столбец вносится услуга, а в строке прописываются расширенные критерии — характеристики целевой аудитории, возможные рубрики, этапы воронки продаж и т. д. Вариантов формата таблицы может быть много, важно отталкиваться от основной цели компании.
Ось координат — более творческий подход к созданию матрицы контента, она содержит в себе две ветки. Первая располагается по горизонтали, ее крайние точки — «осведомленность» и «покупка», вторая — по вертикали, и звучит как «эмоциональность» и «рациональность». Квадраты, которые находятся на пересечении этих осей, делятся по четырем типам контента: развлекательный, обучающий, вовлекающий и стимулирующий к покупке. И уже отталкиваясь от этих критериев, разрабатываются темы и типы контента для компании и конкретной площадки.
Некоторые маркетологи комбинируют разные виды матриц контента, но если вы владелец малого бизнеса и ваш контент-маркетинг находится на начальном этапе, вполне достаточного использовать таблицу либо ось координат.
Как разработать матрицу контента:
Шаг первый — определить ключевую цель инструмента. Например, создать основу для поиска идей и подготовки контент-плана, разработать темы и рубрики, которые позволят создать воронку продаж для каждого канала продвижения вашей компании, и т. д.
Шаг второй — исследовать целевую аудиторию и разделить ее на сегменты. Некоторые маркетологи вносят данные параметры в саму матрицу, кто-то просто отталкивается от них — все будет зависеть от структуры документа.
Шаг третий — определитесь, какой вид матрицы вам будет удобнее, таблица или ось координат. В первом случае получится инструмент, наиболее приближенный к формату контент-плана, и его будет удобно использовать для постоянной работы. Вне зависимости от формата в матрицу обычно включают ключевые темы и смыслы, рубрикатор, перечень товаров или услуг компании, основные параметры целевой аудитории и их возможные возражения. Полезно будет также учитывать воронку продаж и продумывать контент разных форматов и типов, тогда можно будет «собирать» очень разноплановые публикации. Например, вы ландшафтный дизайнер: если у вас в матрице предусмотрены разделы под тип контента, жанр текста, вид продукта, параметры целевой аудитории, можно «собрать» тему вроде «Обучающая статья в формате интервью о том, как создать дизайн-проект загородного участка без специалиста».
Шаг четвертый — выберите подходящую платформу для подготовки матрицы, ей может быть как Excel или Google-таблицы, так и обычный блокнот, и внесите информацию.
Шаг пятый — заполнив матрицу, старайтесь использовать ее для подготовки контент-плана на постоянной основе. Регулярно обновляйте и дополняйте документ, собирая обратную связь от аудитории, чтобы предлагать только актуальные темы.