О том, что развивать личный бренд нужно всем, активно говорят последние несколько лет, особенно в социальных сетях, и спорить о том, что он имеет свои преимущества, было бы странно. Однако когда предприниматель обладает определенной медийностью, это также несет некоторые последствия для него лично и для бизнеса в частности — данный факт едва ли можно отрицать. Сегодня предлагаем поговорить о том, каким «побочным эффектом» обладает развитый личный бренд, а также о возможных способах минимизировать негативные результаты большой популярности.
Что такое личный бренд и какие плюсы он дает для развития бизнеса
Говоря о личном бренде, мы подразумеваем, что человек формирует в глазах общественности определенный образ, основанный на своих личных качествах, интересах, ценностях и влияющий на его узнаваемость, популярность и имидж.
Его развитие обладает неоспоримыми преимуществами для предпринимателя, который планирует запускать свой бизнес или уже им владеет. Представьте, что ведете блог в социальных сетях, где рассказываете о себе, своей личной жизни, делитесь подробностями повседневной рутины и выстраиваете определенные отношения с аудиторией. На аккаунт подписываются люди, вас начинают узнавать на улицах и мероприятиях, и в какой-то момент вам приходит в голову мысль монетизировать этот ресурс не только с помощью размещения на площадке рекламы, но и запустив бизнес. Вы решаетесь презентовать… допустим, бренд одежды. И пользователи, которые ранее читали личный блог, активно изучают ваш продукт, потому что уже лояльны к вам и тому, чем вы занимаетесь.
Так работает личный бренд, который позволяет:
- Собрать вокруг себя аудиторию, обладающую интересами, ценностями и взглядами на жизнь, схожими с вашими.
- Привлечь лояльных клиентов в свои проекты, готовых покупать и рекомендовать вас в своем окружении. При этом расходы на продвижение, скорее всего, будут ниже.
- Создать дополнительную ценность продуктов, товаров и услуг — потребители готовы переплачивать за ощущение принадлежности к какому-то сообществу.
- Привлекать партнеров, инвесторов, покупателей с помощью нетворкинга и разветвленной сети контактов.
- Отстроиться от конкурентов и ответить на вопрос, почему покупать стоит именно у вас.
Развитие и продвижение личного бренда — большая работа, и если вы уже сумели его построить, то, скорее всего, понимаете, что у него есть и негативные последствия. Далее разберем, какие именно и как предупредить возможные риски, если вы при этом занимаетесь предпринимательской деятельностью.
Обратная сторона раскрученного личного бренда для бизнеса
- Необходимость тотально вовлекаться в процесс «обслуживания» бизнес-проекта, особенно на первых порах. Если вы открыли компанию и привлекли в нее потенциальных клиентов с помощью раскрученного личного бренда, велика вероятность, что они будут ожидать персонального включения в текущие процессы — присутствия в торговой точке, общения с потребителями, определенного уровня сервиса и т. д. В самом начале это действительно может играть в плюс, но в дальнейшем способно привести к тому, что придется трудиться без выходных и нести на своих плечах всю рутину.
Что делать: выстраивать в проекте систему с первых дней, учиться делегировать обязанности команде и следить за тем, чтобы уровень сервиса соответствовал тому, который удается сохранять при личном включении в проект.
- Вы находитесь под пристальным вниманием окружающих. Куда бы вы ни пошли, в каком бы проекте ни участвовали, аудитория в курсе, и едва ли удастся сохранить в тайне детали личной жизни и даже тонкости ведения бизнеса. За проектом изначально могут более внимательно наблюдать конкуренты, пытаясь добыть «внутреннюю» информацию.
Что делать: определить для себя, какую часть жизни вы готовы транслировать, выстраивая личный бренд. Если изначально показывать слишком много деталей повседневной жизни, логично, что в дальнейшем интерес аудитории придется поддерживать тем же способом, поэтому с самого начала важно определиться, к какой степени публичности вы относитесь нормально. Предложить сотрудникам подписать соглашение о неразглашении, чтобы детали бизнес-процессов не выходили за пределы компании.
- Наличие репутационных рисков для бизнеса — следует из предыдущего пункта, потому как раскрученный личный бренд предполагает, что любой совершенный неверный шаг наносит урон не только вашему образу, но и имиджу компании в целом.
Что делать: внимательно относиться к выбору партнеров, с которыми вы проводите коллаборации, рекомендуете в своем блоге и в процессе личной коммуникации, а также к перечню посещаемых мероприятий и подготовке контента.
- Слишком большой поток клиентов, из-за чего не всегда удается обеспечить высокое качество продукта и сервиса. Раскрученный личный бренд продает без лишних слов, а если количество тех, кто хочет купить, окажется выше, чем бизнес способен потянуть, скорее всего, прокатится волна негативной обратной связи и критики.
Что делать: тщательно планировать рекламные интеграции, собственные публикации и рекомендации и придерживаться маркетинговой стратегии, избегая хаотичных действий. Также важно быть готовыми отрабатывать отрицательные отзывы и проводить работу над ошибками, если она будет необходима.