Студия Red Barn и бизнес-журнал Hussle.ru выпускают совместный проект — подкаст Hussle. В каждом выпуске мы будем говорить о новостях из мира бизнеса, управления и финансов, разбираться в самых актуальных и важных событиях, анализировать тренды и тенденции, выявлять лучшие практики и делиться опытом успешных предпринимателей и руководителей на территории России.
Расскажем, как начать свое дело с нуля, привлекать клиентов, продвигать свой бренд, управлять финансами и многое другое. За прошлый год производство органической косметики в России выросло на 65%, а в будущем экспертами прогнозируется кратный рос отрасли. Этому способствует закрепление стандартов производства и государственная поддержка. Как же на самом деле обстоят дела внутри индустрии, насколько реальные цифры нам предоставляют в отчетах? В этих вопросах нам поможет разобраться Юлия Клиновицкая — основательница бренда LACLIM.
Мне показалось, что у LACLIM не совсем обычное позиционирование. Расскажи, пожалуйста, о своем бренде и что такое бутик-мастерская?
LACLIM — это пространство для женщин. На сегодняшний день у нас 7 собственных магазинов, где представлена косметика собственного производства и текстиль для дома — все то, в чем женщина чувствует себя красивой именно в домашних условиях. Торговые площади представлены в разных форматах: есть просто магазинчики, бутики, мастерские, магазины-СПА. Основной формат, конечно, это мастерская + магазин, когда женщины могут прийти и сделать свою собственную баночку крема.
В чем ваше УТП и чем вы отличаетесь от других брендов?
Так как мы находимся на Алтае, то имеем доступ к разнообразным натуральным ингредиентам и составляющим: травам, растениям, экологичным зонам — в этом и заключается наша уникальность.
Можешь поделиться своим видением: каким должен быть бизнес в сфере натуральной косметики?
В первую очередь — честным, так как качество продукта зависит от производителя. Порой изготовитель не соблюдает стандарты, и выявить это очень сложно, ведь главное — это соответствие заявленному качеству, натуральности и тому, что было заявлено на рынке в момент самопрезентации.
Стоит помнить, что качественный продукт не может стоить дешево. Хочется засмеяться, когда слышишь, что тот или иной бренд выпустил натуральный продукт, баночка которого стоит 200–300 рублей — это невозможно.
Как ты оцениваешь состояние отрасли натуральной косметики на рынке России? Мы можем часто слышать разного рода разоблачения, например такой-то производитель обманывал и состав в корне отличается от того, что указано на упаковке.
На самом деле проверить никто и никак не сможет, поэтому зачастую мы сталкиваемся с простым маркетингом, к сожалению, в приоритете у многих производителей стоят деньги, нежели качество.
Но, с другой стороны, наблюдается тенденция, когда появляются небольшие производители, которые развивают личный бренд, к ним я отношу и себя. И для меня мой продукт — это мое лицо, поэтому то, что я указываю в составе, находится и внутри. К тому же мы стали замечать тенденцию, когда люди даже с небольшим заработком предпочитают брать косметику натуральную, пусть одну баночку, но качественную, взамен нескольким недорогим средствам с сомнительным составом.
С чем еще, помимо поддержки государства, связан такой рост сегмента натуральной косметики, почему появился такой интерес?
Я думаю, это связано с экологией, плюс люди стали задумываться о своем образе жизни — выросла осознанность. Питание, спорт, уход за собой — мы постепенно приходим к этому, можно сказать, что это трендовое здоровое веяние.
Еще лет 5 назад все с ума сходили по корейской косметике, затем выяснилось, что не каждому типу кожи она подходит, элементарно — разность регионов и, банально, генетики. Вдобавок в тот же период, говоря об отечественной косметике, скорее, прослеживался скепсис, но сегодняшний рынок демонстрирует иной вектор, спрос на наш продукт растет. Какие тренды в косметической нише можно спрогнозировать на ближайшие пару лет?
Мы выделяем три тренда:
- Он связан с ковидом — это уходовые средства для волос, так как после эпидемии у многих людей они стали выпадать. Это разного рода шампуни, маски, бальзамы.
- Антиэйдж — что говорить, уже к 30 годам, а порой и раньше у многих людей появляются морщины. Все? что связано с активами, способными продлить молодость и улучшить состояние кожи, сейчас в тренде.
- Антистресс — тут мы выделяем целый комплекс, когда после трудного дня вы приходите домой и совершаете разного рода процедуры, направленные на уход за телом и расслабление. Это своего рода ритуал.
Насколько сильна конкуренция в нише натуральной косметики? Может, есть какие-то фишки в производственных процессах, которые помогают в бизнесе?
Она, конечно, присутствует, но мне ближе слово «партнерство». Я считаю, что мы трудимся в одной нише, продвигаем хороший продукт и привлекаем клиента уже своими уникальными предложениями. Касаемо производства, мне ближе понятие мастерской, если говорить в отношении моей компании. Но я очень горжусь тем, что мне и команде удалось создать бережливый процесс создания нашего продукта. К тому же мы сумели выстроить систему, при которой не требуется склад, так как это оплата аренды плюс замороженные деньги в продукции, которая там хранится (упаковка, сырье, наклейки и т. д.). Такой результат был достигнут благодаря слаженной работе всей команды: руководитель розничных точек составляет корректную заявку по количеству необходимых наименований, логистика в срок доставляет, а производство вовремя комплектует — в итоге получается система конвейера.
Что вообще относится к сегменту натуральной косметики?
Чтобы быть до конца честной, нельзя сказать, что она на 100% натуральна, так как мы используем консервант. Да, он разрешен, считается органическим и натуральным, но это все же консервант, и без него никуда.
На мой взгляд, мы можем говорить, что это натурально, так как продукт создан из натуральных растений, но все же конечный результат всегда получается с применением разного рода химических манипуляций.
О производстве. Это очень сложный и тонкий процесс, например как мы производим масляный экстракт: определенные травы должны быть собраны в нужное время, затем их необходимо доставить, правильно высушить и обработать, причем в каждом этапе столько тонкостей, что порой из-за ошибки в каком-либо процессе, допустим, пересушили растение, вся технология будет нарушена. В итоге произвести такой продукт гораздо дороже, но он будет качественным.
Натуральная и органическая косметика — это одно и то же, или же есть различия?
Это разные вещи. Органическая — это косметика, которая произведена из продукции, которая произрастает на участке земли, одобренном, сертифицированном, можно сказать, рядом с которым нет заводов, производств. Также там берутся анализы грунта, почвы — если все соответствует стандарту, тогда продукция будет признана органической. Это очень сложный и дорогой процесс.
Есть информация, что натуральную продукцию необходимо сертифицировать, так ли это?
Мы декларируем свою продукцию — это более простой процесс. При сертификации необходима доказательная база, изучается каждый ингредиент в составе, и в основном сертифицируется лечебная косметика, уходовая же, как наша, требует декларации. Мы точно так же отдаем наши изделия в лабораторию, у нас есть и своя. В России мы только идем к тому, чтобы большинство представленных товаров были именно сертифицированными.
Изначально LACLIM занималась производством натуральной косметики, но постепенно вы переходите к созданию велнесс-каталога, с БАДами, одеждой и текстилем. Почему решили пойти по этому пути?
СПА-процедуры — это оздоровление, к тому же у нас есть постоянные клиенты, которые приезжают, и мы готовим им пантовые ванны качественно, по-настоящему. Почему косметика: однажды я ощутила на себе это волшебное действие, процесс меня захватил, плюс я сама за все натуральное и в итоге пришла к тому, что натуральность должна быть в приоритете. Сегодня есть спрос на все природного происхождения: от одежды и еды до косметики. У нас есть даже пижамы и халаты из крапивы.
Реализовать такую идею достаточно непросто. Насколько рентабельно создавать бренд с нуля, нужно ли это делать или проще открыть по франшизе?
Было непросто наладить производство и создать вот такую работающую систему, в данном случае это все сочетается и с продажами, сейчас я предлагаю свой опыт в качестве франшизы, открытие именно в курортных городах, так как я знаю специфику подобных регионов. Например, как продвигать свой продукт в Москве, я не понимаю и не могу предложить партнеру то, в чем я не разбираюсь, поэтому в это не ввязываюсь.
Еще есть такой пример интересный. Мы как-то решили попробовать отдать производство нашего продукта стороннему подрядчику, в итоге нам показали все затраты — выходило гораздо дешевле, чем у нас. Затем, когда мы сравнили то, что получилось у подрядчика, пришли к выводу, что лучше, чем мы сами, это не сделает никто. Тонкостей много, поэтому нельзя однозначно сказать, что в эту нишу можно вот так просто войти.
К чему стоит подготовиться мне как франчайзи? Есть ли что-нибудь крайне неочевидное?
Потребуется максимальная погруженность в процессы, и работать предстоит очень и очень много, но, увы, не все это понимают. Мы помогаем, подсказываем, но одно дело — рассказать, другое, — делать все своими руками. Необходимо быть морально готовым к подобному ритму. К тому же я требую соблюдения именно тех стандартов, которые были мною и разработаны.
Спонсор выпуска — LACLIM — природная косметика собственного производства, одежда, текстиль для дома, все для того, чтобы каждая женщина чувствовала себя наполненной и счастливой.Слушай подкаст Hussle на платформах «Яндекс Музыка», Apple Podcasts, Castbox, Spotify, Soundcloud, Podcasts и Telegram.