Написано много книг про горизонты планирования, но информация в них часто оказывается лишь теоретической. На практике в период кризиса нужно действовать быстро. Времени читать книги и слушать коучей просто нет. Особенно сейчас, когда ситуация на рынке максимально нестабильна и изменчива. Эта статья подскажет, какие инструменты стоит использовать для ведения бизнеса сегодня. И какие приемы помогут сориентироваться в сложной обстановке.
Выявить и проанализировать риски
В первую очередь стоит обратить внимание на Business continuity plan — это план непрерывного ведения бизнеса. По сути антикризисный план компании, который описывает ее действия в типовых кризисных ситуациях. То есть как действовать при пожаре или взломах системы. Но его принципы применимы и при наплыве черных лебедей — масштабных и внезапных событий, которые нельзя было предсказать.
Бизнес познакомился с ними в начале пандемии. Тогда была нарушена логистика, изменился курс валют, потеряли актуальность финансовые планы. Все это риски, последствия которых сложно спрогнозировать. Но для российских предпринимателей они стали типовыми. Уже несколько лет есть проблемы с иностранными валютами, поставками и партнерами из-за рубежа. Благодаря антикризисному плану можно продумать, как противостоять рискам.
- Выявить список потенциальных угроз, направленных на бизнес-процессы компании. Это общие и специфичные риски: перевод на удаленку, падение спроса, отзыв лицензии или других разрешений.
- Оценить каждую угрозу по степени вероятности — от маловозможной до реальной. К примеру, многие россияне за последний год переехали в другие страны. И если работу в компании нельзя вести удаленно, это станет реальным риском закрытия.
- Сосредоточить силы и ресурсы на борьбе с существующими рисками. Это поможет снизить урон. Он может быть как финансовым, так и репутационным. Поэтому меры противостояния нужно пересматривать каждый раз, когда появляются новые потенциальные преграды.
Отказаться от долгосрочных целей
Есть три ступени планирования: дальняя, средняя и ближняя. Первая предусматривает развитие проектов на пять-семь лет. Вторая — на три-пять. Но лучше всего сейчас остановиться на стратегии ближнего планирования. Она позволяет не слепо плыть по течению, а ежедневно противостоять новым рискам.
Прежде всего это касается финансов — в обычное время компании важно выполнить планы текущего года. Но сейчас нужно ежемесячно закрывать свои цели. Под это и стоит распределять ресурсы, мотивировать сотрудников и делегировать обязанности. Общегодовые планы стоит рассматривать как ориентир.
То же самое касается и остальных частей производства. К примеру, стоит пересмотреть плановые сроки поставок и корректировать их, опираясь на аналитические данные. Учитывать спрос на продукт, динамику цен, платежеспособность потребителя.
Использовать инструменты для анализа данных
В выявлении рисков не обойтись без цифр, данных и статистики. Они помогают увидеть, как обстоят дела на рынке, сравнить показатели по своему бренду с брендами-конкурентов. Исходя из этого — принять быстрое решение.
Один из самых оперативных и удобных сервисов аналитики на данный момент — продажи.рф. На сайте представлена актуальная статистика розничных продаж в Российской Федерации. Данные за вчерашний день и общий тренд с 2021 года оформлены в готовые графики. Можно отслеживать актуальные цены и их влияние на продажи, а также узнать, в каких ценовых диапазонах концентрируется большее количество продаж по своему бренду и конкурентам.
Благодаря сервису можно не просто увидеть лидеров рынка, а оценить их по ряду показателей: доле в категории, индексам продаж в рублях и штуках, цене и ее динамике. Например, по данным за 27 ноября цены на бренды Чайка и Sarma продолжают расти, так же как и спрос на них. При этом Dosia снизила цену на 30%, но в продажах стабильна. Анализ лидеров поможет сориентироваться в ситуации и занять на рынке более выгодную нишу.
На сайте продажи.рф также можно отследить и региональную специфику — выбрать отдельный город или регион для анализа. С помощью системы фильтров настроить графики под себя: определить период анализа, его разбивку по дням, неделям или месяцам, добавить показатели. Все это помогает компаниям и производителям оставаться в курсе ситуации на рынке. При чем не только в рамках своей категории, но и по другим — их в сервисе более 100.
Сосредоточиться на гибком планировании
Горизонт планирования должен быть краткосрочным и гибким, чтобы успевать адаптироваться под все изменения. За основу можно взять одну из следующих четырех моделей.
- Flow — процессы, которые поставлены на поток. Суть в том, что команда или сотрудник выполняют одну приоритетную задачу за раз. После выполнения нужно снова заняться одной приоритетной задачей. Это позволяет создать непрерывный поток действий.
Flow подходит для задач, которые не нужно планировать заранее. Также они должны быть достаточно просты. К примеру, это работа службы поддержки, ремонтников, службы доставки. Здесь необходима ежедневная оценка качества и анализ производительности. Зато подход к выполнению можно менять ежедневно.
- Scrum — клиент должен получить желаемый продукт вовремя и с минимальными затратами. Этого может достичь группа из пяти-девяти человек. Если людей больше, им становится сложнее взаимодействовать между собой.
Суть scrum:
- планировать один спринт, а не весь проект сразу;
- тестировать продукт после каждого результата;
- задействовать заказчика в тестировании.
- Sprinting — выполнение сложной работы в определенные временные рамки. Спринт состоит из нескольких повторяющихся циклов и длится не менее одной и не более четырех недель. В это время работу планируют, координируют, выполняют, дорабатывают, оценивают и в итоге демонстрируют.
Спринтинг идеально подходит для сложных проектов, где важна коммуникация с клиентом. Важно, что команда действительно была способна закрыть проект в определенный срок. За счет этого можно получить бонусы — к примеру, увеличить стоимость доставки за срочность.
- PI или Program Increment — практика планирования, которая пришла из специально разработанного для больших организаций гибкого фреймворка. Разные команды реализуют общую стратегию, выполняя свой список задач за определенное время.
Например, нужно продвинуть компанию на рынок. Тогда в PI один отдел будет заниматься выпуском визуальных проектов, второй социальными сетями, а третий дизайном продукции. В итоге через два-три месяца можно будет увидеть реальный результат.
Каждый из методов поможет оптимизировать процесс работы и структурирует ее. Но выбирать модель планирования стоит только после того, как вы проанализируете лидеров рынка и посмотрите, на что вам стоит ориентироваться. Информация сегодня — ключ к стабильности, а с этим может помочь сервис продажи.рф. В нем представлена аналитика российского рынка потребительских товаров со свежими данными даже в бесплатной версии. Платная откроет больше возможностей, в том числе дополнительные показатели. В будущем в сервис добавят и новый функционал.
Реклама
АО «ЭСК» ИНН 7709364346
LjN8KXa9f