Одни проекты выходят на рынок, работают какое-то время и закрываются. Другие растут и масштабируются, увеличивая объем продаж и количество клиентов. Как правило, первые от вторых отличаются тем, что у них нет долгосрочного плана развития или стратегии. Для чего нужна стратегия и как ее создать? Будем разбираться.
Что дает стратегия
Она дает понимание целей, которые ставит перед собой бизнес в долгосрочной перспективе, ресурсов, необходимых для их достижений, возможных рисков, а также способов их устранения. То есть стратегия развития компании представляет собой достаточно долгосрочный план действий на период в несколько лет. Придерживаясь его, бизнес может привлекать новых клиентов, увеличивать продажи, открывать дополнительные точки реализации продукции, прогнозировать трудности и находить ресурсы для их преодоления.
Кроме того, стратегия позволяет сделать следующее:
- Дать единое представление всем членам команды о том, в каком направлении движется компания и какие задачи ставит перед собой в длительной перспективе.
- Сформировать понимание миссии и ценностей бренда, идеи его позиционирования, системы социальной ответственности.
- Выбрать инструменты, которые помогут достичь поставленных целей с минимальными потерями.
- Определить сильные и слабые стороны бизнеса, возможные угрозы и способы минимизации последствий.
Довольно часто начинающие предприниматели полагают, что можно развивать проект без продуманной стратегии. Однако опытные эксперты утверждают, что чем раньше выбрать подходящий план развития, тем быстрее получится добиться желаемого результата.
Существуют разные виды бизнес-стратегий, которые зависят от способов их классификации. Например:
- По уровням управления в компании: корпоративные, функциональные и другие. В зависимости от типа организацию могут рассматривать либо как единое целое, либо как объединение самостоятельных подразделений, которые работают на общую цель.
- По типу развития организации. Например, стратегии роста, стабилизации или защиты. Из их названия нетрудно понять, что первые предусматривают развитие компании и выход на новых клиентов, увеличение продаж. Вторые подразумевают, что фирма остается на своем текущем месте, сохраняя за собой имеющиеся позиции. Третьи помогают компании снизить убытки за счет минимизации расходов, которые можно оптимизировать.
- По видам деятельности. Допустим, финансовая, предусматривающая поиск средств для достижения важных для бизнеса задач. Или маркетинговая, в рамках которой составляется план по поиску и привлечению новых покупателей наиболее эффективным способом. Продуктовая предполагает тщательную работу над ассортиментом, которая выстраивается согласно целям. Например, поиск каналов сбыта, поставщиков, работа над технологиями производства.
Выбор подходящего вида стратегии зависит от типа бизнеса и его целей. Чаще всего организации разрабатывают разные, комбинируя их между собой для наиболее эффективной работы.
Как разработать стратегию развития компании
Прежде всего, важно понимать, кто возьмёт данную задачу на себя. Чаще всего ей занимается владелец бизнеса, потому что четко понимает, какие результаты хочет получить в будущем. Кроме того, работу над стратегией можно поручить специалистам «со стороны». Например, агентству, которое возьмет задачу на себя с учетом требований собственника или руководства компании.
Как построить самостоятельную работу над стратегией:
- Чтобы определиться с планами, необходимо изучить рынок, конкурентов и потребности целевой аудитории. Кроме того, важно обратить внимание на внешние факторы, которые также будут влиять на развитие компании. Например, тенденции и тренды, прогнозы по рынку.
- Оценить исходную точку: сильные и слабые стороны компании, возможные риски и ресурсы. Наиболее популярный инструмент такой аналитики — SWOT-анализ. Его можно использовать и для разработки стратегии управления рисками. Также стоит обратить внимание, насколько организационная структура компании на текущий момент соответствует поставленным целям и позволит их достичь.
- Поставить цели: чего вы хотите достичь в долгосрочной перспективе? Допустим, стать наиболее сильным игроком в своей нише, выйти на определенные показатели в части продаж. Затем прописать перечень задач, которые позволят прийти к обозначенным целям.
- Определить, какие инструменты и действия помогут прийти к поставленной цели. Например, вы хотите увеличить выручку компании на N процентов. Что необходимо сделать? Возможно, расширить ассортимент продукции, найти каналы сбыта, изменить технологии производства, подключить новые способы поиска клиентов, привлечь в проект дополнительные инвестиции, скорректировать работу отделов компании. Это позволит понять, что ляжет в основу стратегии развития компании.
- Прописать стратегию с учетом информации, полученной на предыдущих этапах, и ознакомить с ней сотрудников компании. Важно, чтобы каждый член команды понимал общий вектор развития организации и был готов его придерживаться.
- Приступить к реализации. Возможно, придется найти дополнительных специалистов, провести обучение персонала, заняться корректировкой товарной матрицы. Действуя согласно новой стратегии, важно анализировать эффективность ее внедрения, оценивать результаты и корректировать выбранную тактику при необходимости.
Про риск-менеджмент для бизнеса простыми словами
От беспорядка — к структуре: как организовать управление бизнесом, чтобы оно было эффективным