Как открыть успешный бизнес в области подтверждения соответствия продукции
Росаккредитация в последние годы решительно настроена убрать с рынка недобросовестные органы и центры по сертификации. В связи с этим меры контроля сильно ужесточились, и вести бизнес по подтверждению безопасности продукции становится все сложнее. Некоторые предприниматели сдаются и уходят в более прибыльную, но гораздо менее законную область «черной» сертификации. Другие же стараются вести игру на рынке честно, хоть и с большими усилиями. О том, насколько это непросто, и какие еще есть нюансы в сертификационном бизнесе, нам рассказал основатель и директор органа по сертификации «СМ-ГРУПП» Тюльпин Алексей Андреевич.
Директор органа по сертификации «СМ-ГРУПП» Тюльпин Алексей Андреевич
Насколько сложно вести бизнес в области сертификации продукции в России? С какими трудностями можно столкнуться при открытии?
Все зависит от того, какой бизнес вы открываете. У нас сертификация делится на несколько условных видов.
Первый — посреднический. Им занимаются исключительно центры по сертификации. Для организации такой компании практически ничего не нужно. Приблизительные знания о сфере сертификации продукции, умение общаться с клиентами по телефону, электронной почте, компьютер и принтер. Среди них есть и профессионалы своего дела, зачастую такие центры вскоре сами получают аккредитацию и работают в рамках закона.
Второй – орган по сертификации. Такие компании не начинают активную деятельность сразу после открытия. Для того, чтобы иметь возможность проводить работу по сертификации продукции, нужно получить аттестат аккредитации, для этого за год до открытия требуется набрать полный штат дипломированных экспертов по направлению. При этом стаж их работы в других подобных органах должен быть не менее трех лет. Таких людей на рынке труда очень мало. Потребуется и руководитель органа по сертификации, имеющий не только профильное образование, но и стаж работы уже не менее пяти лет.
Сама процедура аккредитации длится примерно полгода и проходит в два этапа. Первый — проверка всех документов. Второй — выездная проверка. Если все документы в порядке, а на выезде ваши эксперты сдали экзамен на профпригодность, то в ближайшее время вы получите аттестат аккредитации. После чего вы начнете готовить документы для включения органа по сертификации в национальную часть единого реестра. Такая процедура в среднем занимает 4-6 месяцев.
Все это время вам будет необходимо платить зарплаты сотрудникам, оплачивать аренду помещения. В этом и состоит сложность — поначалу бизнес не приносит прибыли. Только расходы. И предпринимателю нужно быть готовым к этому.
Еще есть испытательные лаборатории – самая сложная область сертификации. Поэтому у нас их не так много. Требуются многомиллионные затраты на оборудование, которое будет испытывать продукцию, плюс такой же длительный процесс аккредитации, как и у органов по сертификации.
Сейчас происходит много изменений в регуляции деятельности органов по сертификации. Появляются новые законопроекты, Росаккредитация ужесточает меры. Чувствует ли ваша компания эти изменения на себе? Стало ли вам сложнее работать?
Сложности возникают в силу того, что к работе допускаются недобросовестные органы и центры по сертификации.
Когда мы выдвигаем коммерческое предложение, согласно которому нужно в обязательном порядке выехать к изготовителю продукции на производство, нам могут отказать в сотрудничестве в пользу другой организации, предложившей оформить все под ключ по стоимости в разы дешевле. Этой организацией оказывается как раз центр «черной» сертификации с фальшивой лабораторией, где никогда не проводились испытания, и чудом получивший аккредитацию.
Мы не можем конкурировать с такими компаниями: на них всегда будет спрос в силу простоты процедур и дешевизны услуг. Тем временем сертификат, выданный недобросовестным органом, будет краткосрочным и не продействует положенного времени.
Тем не менее деятельность таких организаций постепенно прекращается. Даже появился новый термин – недостоверный сертификат. Мы поддерживаем Росаккредитацию в ужесточении мер. Но хотели бы, чтобы ведомство полностью контролировало все процессы работы тех, кто по какой-то причине прошел процесс аккредитации и вступил в национальную часть единого реестра в слишком короткие сроки.
Почему вы выбрали такую сложную сферу бизнеса? Что вас сподвигло открыть орган по сертификации?
Рациональных объяснений нет. Я занимаюсь этим всю жизнь, получил соответствующее образование. Мне нравится заниматься подтверждением безопасности продукции. Лабораторные испытания, анализ документации, техническая составляющая — для меня интересны. Думаю, в этом плане я просто увлеченный человек.
Есть ли в таком бизнесе какие-то особые нюансы? Какие главные характерные черты вы бы назвали?
У нас системный подход. Каждый наш шаг четко прописан в СМК, и при получении аккредитации мы должны ответить за каждый этап работы. И нужно работать максимально правильно, иначе у нас попросту отберут аттестат аккредитации. Мы постоянно подтверждаем свою квалификацию, учимся, получаем практику, так как все время появляется новая продукция, с которой мы работаем. А управление органом по сертификации требует большой ответственности.
Что помогает вести такой бизнес лично вам? Какие-то индивидуальные навыки или проверенные схемы?
У нас слаженная команда. Орган по сертификации – это тандем грамотных специалистов, экспертов по сертификации и сильных, в плане своих знаний, руководителей. Все работает в совокупности, невозможно вести успешный бизнес в сертификации без квалифицированных работников. Опыт, образование и знания сотрудников — то, чем гордится наша компания.
Что бы вы могли посоветовать начинающим предпринимателям, желающим открыть свой бизнес в этой области?
Хорошо подумать, нужно ли им это. Трудностей действительно много и нужно четко понимать, готовы ли вы к ним на самом деле. И если ответ положительный — запастись терпением и внушительным объемом денежных средств для первоначальных вложений.