Большинство заведений общепита рано или поздно принимают решение организовать доставку готовых блюд для своих клиентов — а кто-то и вовсе стартует ресторанный бизнес в таком формате. Основных способов это сделать всего два — начать работу с агрегаторами или организовать собственную службу, у каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Сегодня обсудим оба варианта подробнее, чтобы вам было проще выбрать подходящий формат.
Агрегатор или своя доставка?
В последние годы в сфере ресторанного бизнеса явно наметился тренд на доставку готовой еды из заведений общепита — из-за пандемии многие из них были вынуждены оперативно искать возможность предоставить своим постоянным клиентам удобные способы заказывать любимые позиции меню навынос. Сегодня тенденция такова, что меняются вкусовые предпочтения потребителей — вместо фастфуда все больше из них предпочитают здоровое питание и блюда в стиле «домашней» кухни: супы, салаты, пасты. И, конечно, многие сохраняют верность сервисам доставки, поэтому, если вы владелец кафе, ресторана или кофейни и у вас до сих пор нельзя заказать доставку еды на дом, самое время задуматься и выбрать подходящее решение.
Агрегатор или своя доставка? Обсудим плюсы и минусы обоих способов. В чем преимущества агрегаторов:
- Возможность быстро стартануть и протестировать спрос на ваши позиции — для этого достаточно наладить деловые отношения с одним из сервисов, и можно начинать работу. Не нужны дополнительные финансовые вложения, все расходы агрегатор берет на себя — у нас основные компании, предлагающие такие возможности, это Яндекс.Еда и Delivery Club.
- Еще больше рекламы — ваше заведение будет попадаться на глаза клиенту, который зашел на платформу в поисках подходящего блюда. Отсюда — минус расходы на рекламу и продвижение. А еще не придется набирать и содержать штат курьеров, отвечать за логистику, все эти задачи также выполняет агрегатор.
- Нет необходимости оформлять «витрину», выдавать чеки, принимать заказы — данный функционал также входит в перечень предоставляемых платформой услуг.
За такую работу агрегаторы берут комиссию: по отзывам собственников заведений общепита, она может забирать существенную часть прибыли (примерно треть от заказа), особенно если вы «делегируете» платформе и размещение, и доставку. Некоторые компании работают со своими курьерами, так комиссия чуть ниже. Плюс ко всему, в поисковой выдаче ваша компания вынуждена будет бороться за внимание клиента наравне с другими ресторанами, а радиус доставки может быть ограничен.
Кроме того, агрегаторы есть не во всех городах, и один их ключевых минусов — через них вы не сможете собрать клиентскую базу, с которой в дальнейшем реально строить работу. Например, делать персональные рассылки, приглашать на мероприятия, сообщать новости.
Своя доставка в этом смысле выгоднее: вы контролируете сервис, скорость доставки, радиус покрытия, можете и далее работать с целевой аудиторией, но придется самостоятельно создавать онлайн-площадку для размещения меню и сбора заказов, нанимать курьеров и искать клиентов.
С чего начать, если вы решили сделать доставку
- Начните с расчетов — определите, какие вложения вам потребуются для самостоятельного старта (на продвижение, курьера, обработку заявок), сколько заказов в день и с каким средним чеком нужно будет обеспечить для работы в плюс, в какой период времени проект окупится. А затем посчитайте, во сколько обойдется работа с агрегаторами, — после этого принимайте окончательное решение.
Например, вы решите, что организуете доставку самостоятельно. В таком случае необходимо учесть, что на теплое время года вам подойдет человек, который развозит продукцию на мопеде, но зимой понадобится автомобиль. Некоторые предприниматели создают свой небольшой автопарк на такой случай. Тогда приходится платить за содержание авто, обслуживание и нести иные фин. нагрузки, связанные с транспортом. Как вариант — найти курьера со своим автомобилем, но в этом случае вы будете оплачивать каждый выезд, так как фиксированной з/п тут нет. Что выгоднее — покажут только расчеты и специфика вашего бизнеса. - Если только пробуете свои силы и хотите протестировать идею доставки, можно начать с сотрудничества с агрегаторами — так вы узнаете, есть ли спрос на позиции вашего заведения, какие блюда выбирают чаще всего, что не пользуется популярностью.
- В том случае, когда идея показала свою перспективность, стоит свериться с цифрами и прикинуть, планировать ли дальнейшее сотрудничество с агрегатором и нужно ли что-то менять. Например, можно нанять своих курьеров, а прием заказов и продвижение оставить площадке — так уменьшится размер комиссии.
- Открывая собственную службу, основные вещи, о которых нужно позаботиться, — радиус покрытия, способ оформления заказов и приема оплаты, поиск штатного курьера. От первого параметра зависит скорость доставки — лучше, если получится привозить заказ в течение часа. Кроме того, нужно определиться, какой выбрать вид транспорта и построить оптимальные маршруты — это также повлияет на скорость и стоимость доставки. Принимать заказы можно по телефону, на сайте или в собственном приложении — первый вариант подойдет для старта, если проект окажется перспективным, можно вложить средства в разработку онлайн-платформы.
- Важно понимать, что не все позиции вашего кафе подойдут для меню доставки — некоторые могут потерять надлежащий вид или даже качество в процессе транспортировки. Поэтому, выбирая блюда, не забудьте учесть этот критерий.
- Определитесь, какие каналы продвижения нового сервиса вам подойдут: можно рассказывать о нем гостям в заведении, публиковать анонсы в социальных сетях, разместить информацию в геосервисах — со временем вы найдете тот источник трафика, который будет приносить наибольшую отдачу.