Если вам кажется, что кассовый разрыв — ситуация, в которой может оказаться только начинающий владелец бизнеса, спешим разочаровать. Иногда даже при большом денежном обороте и высоких показателях прибыли опытный предприниматель сталкивается с подобной проблемой. Попробуем разобраться, что к ней приводит и как себя обезопасить.
Что такое кассовый разрыв
Мы говорим о нём тогда, когда в компании нет денег на выплату текущих финансовых обязательств. Например, заработной или арендной платы, расчетов с партнером за оказанные услуги и т.д. Как правило, подобная ситуация не означает, что компания работает в убыток, хотя случается и такое. Намного чаще к этому приводит отсутствие правильного финансового планирования и факторы, на которые предприниматель не обратил должного внимания заранее.
Допустим, у вас полиграфическая компания: вы приняли крупный заказ клиента, закупили на свои средства необходимый для его реализации объем расходных материалов, выполнили работу и передали готовую продукцию. Но вы не взяли предоплату, потому что клиент постоянный и обычно рассчитывается в оговоренный срок. Неожиданно что-то пошло не так, и он задержал перевод. Тем временем настала дата выплаты зарплаты, и у вас нет денег, потому что свои средства вы потратили на «расходники», а финансы за выполненный заказ еще не получили. Плюс подходит срок платить за аренду, а клиент по-прежнему не перечисляет обещанный платеж на ваш расчетный счет. Собственно, в такой момент у вас и случается кассовый разрыв.
Какие факторы чаще всего приводят к такой ситуации?
- Привычка работать с клиентами без предоплаты, предоставлять рассрочки платежей и т.д. В данном случае существует вероятность, что они задержат расчет. Вы определенно рискуете, но продолжаете придерживаться выбранной тактики.
- Фактор сезонности: допустим, вы занимаетесь реализацией товаров для праздника и за период с ноября по март обычно продаете достаточно большой объем продукции. Потом наступает время, когда для стимулирования сбыта приходится прикладывать чуть больше усилий, но вы не подготовились в силу каких-то причин: возможно, не хватило опыта или вы совершили некорректные расчеты. Итог: ваши продажи снизились, денег начинает не хватать.
- Неправильное планирование бюджета или его полное отсутствие: например, вы не учли какие-то обязательные статьи расходов и поступлений. Плюс некоторые клиенты задерживают платежи, а графика, который позволил бы увидеть ситуацию целиком заранее и предугадать возможные трудности, у вас нет. Обычно владельцы бизнеса полагают, что расходы вроде аренды, зарплаты и расчетов с заказчиками можно держать в голове. Но когда перед глазами прописанный план, вы знаете, что кому-то из клиентов пора напомнить о платеже, какие-то траты перенести на потом и т.д.
- Закупили товар, на который нет ожидаемого спроса: например, вы владелец цветочного магазина и полагали, что в преддверии новогодних праздников большинство гостей захочет поздравить коллег и родных подарочными корзинами с композициями из еловых веток. Предварительно заказали у поставщика и то, и другое, подготовили рекламную кампанию. Но, вопреки вашим ожиданиям, особого спроса нет. Конечно, корзины можно использовать и позже, но средства потрачены, а выручка ниже, чем вы предполагали.
5 простых шагов, которые помогут избежать кассового разрыва
- Шаг первый: планируйте свои платежи и расчеты с клиентами заранее и регулярно, желательно вместе с бухгалтером. Если вы видите, что 25 января у вас выплата аванса, 26 — оплата услуг подрядчику, а заказчики планируют внести средства за оказанные услуги 22 и 28 числа текущего месяца, лучше деньги из первого поступления зачислить в фонд заработной платы и на расчет с контрагентом, а товар приобрети на средства из второго платежа, а не наоборот.
- Шаг второй: работайте по системе предоплаты, согласовывайте с клиентами четкий график платежей, а также пропишите в договоре меры, предусматривающие санкции за каждый день просрочки.
- Шаг третий: прежде чем закупать товар «на все деньги», проверьте свою гипотезу относительно спроса. Например, соберите предзаказ или проведите предварительный опрос клиентов. Или хотя бы для начала закажите небольшую партию продукции и убедитесь в том, что она действительно востребована.
- Шаг четвертый: если в вашем бизнесе есть фактор сезонности, старайтесь его скорректировать, составляя план продаж на год и продумывая стратегию для его реализации. Вы заранее будете понимать, когда и какие меры необходимо принять для стимулирования сбыта, чтобы не оказаться в ситуации, когда клиентов не хватает, а время обязательных платежей подошло.
- Шаг пятый: формируйте накопления на случай непредвиденной ситуации. Например, зачисляйте на отдельный счет какую-то часть вашей прибыли: вы сможете использовать деньги, чтобы выиграть время на поиск новых клиентов, переговоры по задолженностям с текущими и на дополнительные меры стимуляции продаж.
Сезонный бизнес: как зарабатывать круглый год и не замораживать деньги
Социальная ответственность бизнеса: почему это важно и как к этому прийти?