Прежде чем начинать свой бизнес в сфере розничной торговли, любой предприниматель в первую очередь задумывается над вопросом «Что продавать?». Мы надеемся, что для вас эта проблема уже решена и вы со своим ассортиментом определились. Теперь пришло время подумать о другом не менее важном вопросе — «Где продавать?».
После успешной экспансии интернет-пространства розница частично видоизменилась, реформировав не только формат магазинов, но и процесс осуществления торговли в целом. Поэтому сегодня выбор товара обусловлен в том числе и спецификой его продажи. Географические рамки разрушены, и владельцы интернет-магазинов задумываются совершенно о других вещах, нежели их «офлайновые» коллеги. Аренда площади сменилась арендой хостинга, а покупатели привлекаются с помощью инструментов интернет-маркетинга, которые и определяют костяк нового формата торговли.
Но традиционный способ розничной торговли никуда не ушел и, судя по всему, уходить не собирается. Несмотря на повсеместную вовлеченность общества в интернет, большинство людей не приемлет для себя покупку товара, если они не могут его «пощупать» или увидеть воочию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что торговые центры продолжают строиться, магазины — открываться, а арендная плата за помещения — расти.
Если вы решили открыть свой магазин, то выбор его расположения сводится к одному очевидному постулату: вы должны быть там, где есть люди. В отличие от интернета, одним лишь маркетингом здесь не обойтись. Вы можете потратить на рекламу миллионы, но если ваш магазин находится посреди сибирской тайги, то, кроме бурого медведя, среди своих посетителей вы вряд ли кого-нибудь сможете увидеть. Прежде всего проанализируйте территории, которые вы рассматриваете в качестве места расположения своего магазина. Изучите их экономическую инфраструктуру, уровень конкуренции, потенциальный интерес к вашему товару и уровень доходов местного населения.
Выбор места в зависимости от внешних факторов
Существует три базовых этапа при выборе места для вашего розничного бизнеса: выбор города, выбор района и выбор местоположения.
При выборе города учитываются следующие факторы:
- размер местной торговой зоны;
- население и демографические тенденции;
- общая покупательская способность (и у каких слоев населения она выше);
- общий потенциал розничной торговли для разных направлений;
- уровень конкуренции.
Если вы определились с городом, то теперь следует выбрать самый подходящий вашему бизнесу район. Для этого стоит обратить внимание на следующие факторы:
- возможность привлечения клиентов;
- характер конкуренции;
- наличие маршрутов движения;
- правила зонирования;
- динамика географического расширения города;
- общая инфраструктура;
- перспектива роста продаж и трафика торговой зоны;
- демография района.
А эти факторы следует учитывать при выборе места расположения вашего магазина:
- транспортный поток;
- специфика соседних магазинов;
- удобство парковки;
- умеренная конкуренция;
- стоимость аренды.
Выбор места в зависимости от типа товара
Еще одним важным фактором, влияющим на выбор местоположения магазина, является тип самого товара. В зависимости от способа покупки, товары делятся на три основные категории: 1) товары повседневного спроса; 2) товары предварительного выбора; 3) товары особого спроса.
1. Товары повседневного спроса являются относительно недорогими, не требующими предварительного анализа для покупки, и приобретаются в ходе привычного образа жизни. В качестве примеров таких товаров можно назвать хлеб, молоко, сигареты, газеты и прочее. В этом случае объем людского трафика является самым важным фактором при выборе места торговли. Расположение магазина на пересечении главных улиц или возле плотного скопления жилых домов может привлечь большое количество покупателей, поскольку товары повседневного спроса чаще всего приобретаются импульсивно и в легкодоступных местах. Это вполне логично, ведь если человек хочет купить какую-либо недорогую вещь, чтобы удовлетворить краткосрочную потребность, он пойдет в близлежащий магазин. Исследования показывают, что большинство жителей крупных городов при покупке товаров данной категории предпочитает магазины, которые находятся в пределах от одного до пяти кварталов от их дома. Сельские жители выбирают те торговые точки, которые находятся в десяти, максимум двадцати минутах езды на автомобиле.
2. Товары предварительного выбора обычно имеют более высокую цену за единицу, приобретаются не так часто и заблаговременно изучаются и анализируются на предмет своих качеств. Человек перед покупкой чаще всего сравнивает цены, функции и прочие характеристики продукта с другими. К таким товарам можно отнести одежду, обувь, бытовую технику, мебель, стройматериалы и прочее. Для магазинов, торгующих такого рода товарами, важно не столько количество, сколько качество людского трафика. В то время как товары повседневного спроса покупаются всеми, товары предварительного выбора рассчитаны на определенный сегмент потребителя. Более того, иногда характер торговли, а не сам товар определяет место расположения магазина. Например, обычный магазин одежды, как правило, будет лучше функционировать в месте, генерирующем активных покупателей, таком как торговый центр. С другой стороны, если это склад, продающий одежду оптом, то его расположение будет требовать транспортную доступность, а потому данная торговая точка может располагаться возле шоссе.
В большинстве случаев покупатели товаров предварительного выбора предпочитают сравнивать покупаемые предметы, а потому во время шопинга могут перемещаться на короткие расстояния между точками торговли. Поэтому магазины, объединенные одной группой товаров, располагаются, как правило, неподалеку друг от друга, как, например, в вышеупомянутых торговых центрах.
3. Товары особого спроса, как правило, имеют высокую цену, приобретаются редко, и для их выбора человек готов приложить усилия. К ним можно отнести ювелирные украшения, дорогой парфюм или редкие коллекционные изделия, такие как антиквариат. Товары особого спроса часто ищут привязанные к бренду или продукту покупатели. Магазины с этой категорией товаров могут находиться в изолированных местах, поскольку они способны генерировать собственный потребительский трафик. В целом розничные продавцы товаров особого спроса должны располагаться в районах, где соседние магазины или прочие учреждения совместимы с их деятельностью.