Анна Жуковская
Анна Жуковская
13 августа 2024

Как найти и нанять менеджера маркетплейса

Рано или поздно собственник бизнеса приходит к тому, что пришло время делегировать ряд задач наемным сотрудникам — если вы работаете с маркетплейсами, однажды вам захочется найти менеджера, который снимет с вас часть работы. Опытный специалист такого профиля умеет анализировать данные, заниматься продажами и управлять процессами — но важно определиться, какой функционал вы готовы ему доверить. Сегодня расскажем о том, чем должен заниматься данный сотрудник, как его нанять и не ошибиться.

Кто такой менеджер маркетплейсов и что он должен уметь делать

На самом деле ответить на данный вопрос не так просто, потому что в зависимости от квалификации и ваших целей сотрудник может взять на себя как практически все задачи по работе с площадкой, так и часть из них.
Например, реально найти специалиста, который будет заниматься управленческими вопросами — решать, как масштабировать проект, искать поставщиков, разрабатывать стратегию, — а можно выбрать помощника, способного создавать и выкладывать карточки товаров, общаться с покупателями и следить за поставками товара.

Чаще всего предпринимателям нужен менеджер в следующих случаях:

  • Ему не хочется или некогда заниматься работой с площадкой — изучать правила, выполнять рутинную работу, — намного проще ее делегировать.
  • Объем задач слишком большой, поэтому собственник магазина просто не успевает работать с клиентами, выкладывать карточки товаров, контролировать отгрузку товаров и их отправку и т. д.

Основные функции, которые берет на себя менеджер маркетплейсов:

  • Подготовка и публикация карточек товаров — он следит за наличием качественных фотографий, составляет понятное описание продуктов, загружает их на площадку. Кроме того, мониторит позиции конкурентов, анализирует их работу и использует в своей деятельности полученные данные.
  • Работает с клиентами — отвечает на вопросы, дает обратную связь по отзывам, разбирается с жалобами и обращениями, а также занимается привлечением покупателей — например настраивает рекламу на маркетплейсах.
  • Отслеживает динамику продаж и выполняет хотя бы минимальную аналитическую работу — это позволяет планировать ассортимент, докупать ходовые позиции, отказываться от старых, настраивать рекламу на продвижение необходимых товаров.

Его основные компетенции — умение работать с разными площадками маркетплейсов, графическими редакторами для обработки фотографий и подготовки карточек, навык и опыт настройки рекламы, SEO-оптимизации, знания в сфере логистики для работы с поставщиками и в области аналитики для обработки данных о работе магазина. Также приветствуются скилы в области деловой коммуникации — для общения с клиентами и решения сложных ситуаций, планирования рабочего дня и самоорганизации.

Как найти и выбрать менеджера маркетплейса

  • В первую очередь определитесь, какого уровня специалист вам необходим и какие задачи вы планируете ему делегировать. Если это рутинные вопросы — вроде оформления карточек, их публикации и общения с клиентами, — подойдет даже начинающий менеджер. Если вам необходимо подобрать сотрудника, способного заниматься развитием бизнеса, работать с поставщиками, ставить задачи другим специалистам отдела продаж — понадобится профессионал с большим опытом работы. От этих критериев будет зависеть уровень заработной платы — по данным сервисов поиска работы, ее размер может быть как 30 тысяч рублей, так и более 300 тысяч рублей.
  • Воспользуйтесь сервисами для размещения вакансий и подбора специалистов вроде hh.ru, superjob.ru, profi.ru и других. Также можно заглянуть в социальные сети и в сообщества по поиску работы в Telegram — а еще подобные объявления размещают на досках вроде «Авито», «Юла».
  • Опытных сотрудников, способных выполнять в том числе стратегические задачи и управленческие функции, можно искать с помощью возможностей нетворкинга — попробовать обратиться к коллегам, в профессиональные сообщества за рекомендациями и отзывами.

Как провести отбор:

  • Лучше выбрать несколько соискателей и провести с ними собеседования — обсудите функционал, который им придется взять на себя, и убедитесь в том, что у них есть необходимые для его выполнения навыки. Также старайтесь оценивать, насколько комфортно складывается ваша коммуникация — от этого тоже будет зависеть эффективность сотрудничества.
  • Попросите перспективных соискателей выполнить небольшое тестовое задание — например подготовить карточку товара для маркетплейса, изучить ваш магазин и дать простые рекомендации о том, что можно улучшить. Если есть какая-то текущая задача, требующая решения, можно попросить кандидата поделиться своим видением работы с ней.
  • Не забывайте о том, что тестовое задание должно позволить специалисту продемонстрировать свои навыки, но при этом не отнимать у него слишком много времени.
  • После того как подходящий сотрудник выбран, определите показатели KPI, которые помогут вам оценивать эффективность его работы, — простая и понятная система оплаты труда будет повышать уровень мотивации и демонстрировать вам, насколько успешно специалист выполняет свой функционал.

5 инструментов для мотивации сотрудников, помимо денег

Ключевые правила подготовки оффера для кандидата