Как избежать проблем при импорте грузов из-за границы: интервью с Certa
Логистика – одно из наиболее сложных и трудозатратных мероприятий для бизнеса. Наладить регулярные поставки по оптимизированным маршрутам, не переплатив, достаточно непросто. К тому же не стоит забывать про нюансы таможенного оформления. Как наладить корпоративные грузоперевозки, и кто может с этим помочь, объяснял Артем Тырков – генеральный директор логистической компании Certa.
Какие логистические варианты есть у компаний, которым требуется перевозка товаров?
В зависимости от географического расположения продавца можно подобрать несколько способов доставки. Важно определить, что для импортера приоритетнее: скорость или стоимость.
Рассмотрим вариант с доставкой из Китая до Москвы, так как он является самым популярным направлением. Самый дешевый вариант – морской. Груз отправляется из китайского порта в Санкт-Петербург, а транзитное время займет около 60 дней.
Можно выбрать более быстрый вариант – прямая ж/д доставка до Москвы. Время перевозки сокращается до 20-25 дней, но ее стоимость возрастает в 2 раза. Справедливо заметить, что в нынешних реалиях из-за нехватки порожнего оборудования встречаются случаи, когда ставка на морскую перевозку вырастает до уровня прямой железнодорожной.
При перевозках из Европы, Северной и Южной Америки пересекаются разные виды транспорта. Даже при морской доставке необходимо найти ТС, что доставит груз в порт отправки и вывезет его из порта назначения, а также компании, которые произведут внутрипортовое экспедирование.
Для этого и нужны такие фирмы, как Certa, которые имеют большой опыт в организации и стыковке разных видов транспорта и обеспечивают импортеру возможность работать через «одно окно» по всем этапам грузоперевозок.
Что требуется компании, которая решила импортировать продукцию для продажи?
Собрать полный комплект документов у поставщика. Вся перевозка груза базируется на внешнеторговом контракте – договоре покупателя и продавца. Затем при перевозке учитываются правила Инкотермс-2020. Далее необходимо отталкиваться от предусмотренных контрактом положений.
Договор, в любом случае, подразумевает наличие инвойса (счета), пакинга (упаковочного листа), данных с описанием продукции (состав или технические характеристики), условий оплаты. Там же прописывается необходимость предоставления разрешительных документов (сертификатов, свидетельств государственной регистрации и других) в стране получения товара.
Далее этот пакет документов следует предоставить на ознакомление брокерской компании, предварительно подписав договор, в котором будет содержаться информация о неразглашении. Затем фирма определяет, какой вид транспорта подходит для перевозки, и сколько времени она займет, а также где осуществить таможенное оформление.
К слову, наша компания предоставляет такой анализ бесплатно. Мы также можем помочь с консультацией на момент заключения внешнеторгового контракта и предоставить образец договора, который, в большинстве случаев, устраивает импортеров и наши таможенные органы.
Узнать больше о таможенном оформлении
Где выгоднее консолидировать товары – на складах Москвы и Санкт-Петербурга или в регионах?
Все зависит от бизнеса компании. Понятно, что земля и аренда складских помещений в Москве и Санкт-Петербурге окажутся самыми дорогими. Но если ваши клиенты находятся в столице, то располагать склад в регионах будет не логично.
Что касается Москвы, то въезд груженного автотранспорта на ее территорию с каждым годом усложняется. Сначала был создан режим исключительно ночного заезда. Если машина приезжает к городу в 14:00, то на разгрузку она встает только ночью. Тем самым «съедается» один день.
В этом году добавлена обязательная процедура получения пропуска на территорию города. Власти делают все возможное, чтобы перенести транспортные хабы в Московскую область.
Если же ваш бизнес поставляет продукцию по всей стране, то логично будет использовать склады для основного грузопотока в транспортных узлах. Это порты – Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток, а также центральная Россия – Новосибирск и Екатеринбург. А дальше – после приемки и распределения товара отправлять его в регионы на более короткие расстояния, используя машины с меньшей грузовместимостью.
С какими основными проблемами могут столкнуться предприниматели при транспортировке грузов из-за рубежа?
Главная проблема в 2021 году – отсутствие порожнего оборудования. Из-за ситуации с COVID-19 и простоя производств нарушились транспортные цепочки – большое количество контейнеров сейчас находится в США и Европе, а в Китае их катастрофически не хватает.
Эта проблема подтолкнула судовладельцев уменьшить количество флота, что спровоцировало дефицит свободных мест под контейнеры на судах. Ставки фрахта из некоторых портов Азии выросли в 4-5 раз – это отсеяло мелких поставщиков и импортеров дешевых товаров, так как себестоимость их продукции существенно увеличилась. Сложности с транспортными цепочками распространяются на всю Азию, а также Турцию и некоторые южные европейские порты.
Также хотелось отметить таможенное оформление. В последнее время ФТС модернизируется и основные точки оформления оказываются в Центрах Таможенного Декларирования (ЦЭД). Ранее в каждом городе и перевалочном пункте были посты со своим руководством и политикой принятия решений.
Сейчас эта структура упраздняется: на каждый регион выделены 1-2 центра и все их решения приводятся к единой системе стандартов. А все декларации необходимо подавать только в ЦЭД удаленно через специальную программу. Обмениваться документами также нужно электронно, а ошибки в декларациях могут повлечь за собой и обычный административный штраф, и даже конфискацию груза.
Есть ли разница в таможенном оформлении грузов, перевозимых наземным, воздушным и морским путем? В чем она заключается?
Основное расхождение заключается в нормах фактического контроля, которые различаются на каждом посту. В него входят такие процедуры, как ИДК (инспекционно-досмотровый комплекс), осмотр, наблюдение, досмотр и прочие меры. В портах эти манипуляции производятся быстрее всего. Каждый терминал имеет свою тарифную сетку и перед отправкой груза нужно выбирать тот, где такие услуги дешевле.
Заполнение таможенной декларации также зависит от вида транспорта. Кроме этой, есть основополагающая для таможенных платежей графа – стоимость товара в рублях на момент пересечения границы с РФ.
При использовании морского транспорта в стоимость товара включаются затраты на саму перевозку, но без выгрузки в порту. При международной автодоставке в чек входит только часть маршрута (до границы РФ).
Международные грузоперевозки — подробнее
Что делать, если продукция «застряла» на границе и сроки поставки могут быть сорваны? Как этого избежать?
В первую очередь, определить причину задержки груза и на каком этапе это произошло. Можно привлечь стороннего таможенного представителя, чтобы он помог разобраться в ситуации. Как правило, простои происходят в транспортных узлах при «стыках» разных видов транспорта. Но, при необходимости, на этой стадии можно заменить компанию-перевозчика или брокера.
Если же задержка происходит в процессе оформления, всегда можно связаться с таможенной службой или представителем. В декларации есть данные ЦЭДа, где происходит регистрация поста, где находятся товары. Импортер, владелец груза имеет право связаться с ответственными органами и прояснить ситуацию.
Чтобы таких проблем не возникло, необходимо более тщательно подбирать таможенного представителя. У него обязательно должна быть собственная лицензия – иначе он использует посредников, не так сильно заинтересованных в решении затруднений. Также нужно просмотреть рейтинг компании в открытых источниках (например tks.ru).
Обязательно подписывайте поручение экспедитору на отгрузку, где указаны все условия по доставке и оформлению груза. Узнайте мнение основных клиентов брокера о работе с ним.
Какие услуги вашей компании могут помочь бизнесу упростить логистику и снизить издержки?
Мы всегда подходим к решению задач наших клиентов комплексно. Благодаря этому получается экономить на каждом этапе. Схема нашей работы выглядит так:
- проводим бесплатное первоначальное консультирование клиентов по рентабельности поставок;
- формируем список всех расходов, которые возникнут в процессе доставки;
- связываемся с поставщиком товара, выясняем напрямую все его потребности, не забывая и про нашего клиента;
- согласуем подачу порожнего оборудования под погрузку;
- отслеживаем и контролируем затаривание и крепеж груза;
- тщательно организуем весь процесс доставки груза до пункта таможенного оформления;
- во время транспортировки изучаем все документы по поставке, готовим полный комплект бумаг и набиваем черновик таможенной декларации. Благодаря этому удается подать ее в течение 1-2 часов после прихода груза на склад временного хранения таможни;
- после выпуска доставляем оформленный груз на склад клиента;
- по факту доставки в течение 1-2 дней подготавливаем весь комплект необходимых бумаг, а также закрывающие документы.
Отдельно хочется отменить нашу новую услугу – подбор поставщиков за рубежом. С появлением множества интернет-ресурсов образуется проблема коммуникации с продавцами. Предпринимателям необходимо понимать язык торгующей стороны – те же китайские отправители очень плохо говорят на английском. В таких случаях лучше привлекать специалиста, говорящего на китайском языке.
Кроме того, в каждом регионе есть собственная корпоративная культура и в процессе бизнес-переговоров о ней нельзя забывать. Проанализировав все запросы наших клиентов, мы в Certa поняли необходимость помогать в выборе поставщиков и поисках товара. За годы работы у нас сформировалась обширная база агентов в множестве стран – она создавалась для оперативной работы и быстрого реагирования по доставке грузов.