Бизнес
26 сентября, 2022

Как грамотно организовать бухгалтерский и налоговый учеты в компании

Любая оплошность в ведении бухгалтерского или налогового учетов может повлиять на бюджет и репутацию фирмы, поэтому важно грамотно организовать эти процессы.

Любому бизнесу необходимо определить, каким образом в компании будет проходить бухгалтерский и налоговый учеты. Это важно потому, что процессы контролируются законом и любые несоответствия влекут за собой большие штрафы. При поддержке специалистов HLB Tajikistan разбираемся, как грамотно организовать работу бухгалтерии в компании.

Разработать учетную политику

Это внутренний документ, в котором прописаны все принципы ведения бухгалтерского и налогового учетов. Он создается в течение 90 дней после того, как компания прошла государственную регистрацию.

Учетную политику нужно разработать один раз и при необходимости вносить изменения. Например, если у фирмы появилось новое направление.

Документ необходимо разбить на 2 части. Одна будет посвящена вопросам бухгалтерского учета, а вторая — налогового. Рассмотрим, что нужно отобразить в каждой части.

Бухгалтерский учет

Здесь важно описать, кто несет ответственность. Это может быть директор, штатный бухгалтер или аутсорсинговая фирма. Необходимо составить рабочий план счетов компании и приложить форму, которая поясняет вопросы бухгалтерского баланса, а также отчет о движении средств — прибыль, убыль.

Кроме того, составить классификацию доходов и расходов. Определить способ оценивания материально-производственных запасов. Это может быть вариант по себестоимости товара или по среднему показателю. Либо использовать метод ФИФО. То есть активы, которые первыми поставили на учет, так же быстрее всех остальных выбывают с него.

Важно отобразить, как будут контролироваться хозяйственные операции, какие ошибки допустимы и что за ними следует. Наконец, составить график документооборота и проведения инвентаризации.

Налоговый учет

В нем нужно отразить регистры, которые разработаны компанией. Они делаются на основе требований Налогового Кодекса. Также следует обозначить принцип, по которому фирма разграничит расходы, так как они могут быть прямыми и косвенными. Это необходимо, чтобы корректно начислять налоги.

Кроме того, необходимо прописать порядок того, как формировать себестоимость продукции и тех товаров, которые фирма закупает. Также определить нормы расходов по таким направлениям, как добровольное медицинское страхование, выплаты сотрудникам, затраты на сырье, аренду и так далее.

Создать формы первичных документов и план счетов

На их основании отражаются все процессы в ведении учета. Формы первичных документов можно взять из тех, которые рекомендует Госкомстат, или разработать свои. В этом случае нужно внести обязательные реквизиты, которые утверждены в учетной политике. Однако проще применять разработанные формы, дабы не усложнять документооборот.

Кроме того, необходимо утвердить план счетов. Подходящий вариант можно выбрать из рекомендаций Минфина.

Назначить ответственных

Согласно законодательству, бухгалтерский учет обязаны вести все предприятия. Оно также требует, чтобы руководитель выбрал ответственных за этот процесс.

Есть 3 варианта. Самый распространенный — возложить обязанность на главбуха либо другого штатного сотрудника. Второй вариант — вести учет самостоятельно. Правда, он возможен только для малых организаций, у которых есть возможность платить налоги по упрощенной системе — УСН.

Наконец, можно отдать работу по бухгалтерскому и налоговому учетам на аутсорс.

Рассмотрим преимущества передачи бухгалтерского учета на аутсорсинг:

Высокая квалификация специалиста

Найти профессионального сотрудника в штат, который бы наладил бухгалтерские процессы в компании, не всегда легко. В случае с аутсорсом этот вопрос отпадает, так как фирма проводит тщательный отбор специалистов по всем параметрам.

Финансовая ответственность

Штатный бухгалтер по невнимательности может допустить ошибку, которая дорого обойдется всей фирме. В таком случае работодателю придется потратить немало сил на устранение проблемы. При аутсорсинге бухгалтерского сопровождения финансовую ответственность за допущенные оплошности несет компания, которая предоставляет эту услугу.

Бесперебойная работа

Если внештатный бухгалтер по причине отпуска или болезни будет отсутствовать, для вас найдут другого специалиста. Кроме того, в компаниях, которые предоставляют услуги по аутсорсу, в большинстве случаев есть команда других специалистов. Чаще всего в ней числятся не только бухгалтеры, но и юристы, финансовые аналитики. Поэтому отпадает необходимость искать дополнительных сотрудников, что тоже требует немало времени и средств.

Концентрация свободного времени

Владелец бизнеса несет ответственность за развитие бизнеса и качество труда своих сотрудников. Он должен мотивировать, поддерживать, контролировать и выполнять многие другие вещи, на которые нужно найти время и силы. Если вы не готовы к подобным трудностям и планируете рабочее время отводить на более важные вопросы, то подходящим решением будет аутсорс.

Меньше денежных затрат

Содержать бухгалтерию в штате бывает накладно. Нужно оборудовать рабочее место, предоставить качественную технику, обновить дорогостоящее ПО, обеспечить сотрудников канцелярией и литературой. Важно отправить новых специалистов на курсы повышения квалификации. Кроме того, за каждого сотрудника необходимо платить страховые взносы, что, конечно, скажется на общем финансовом состоянии компании.

С аутсорсингом можно избежать лишних затрат. Компания-подрядчик покроет все расходы, начиная от заработной платы и других социальных отчислений сотрудникам, заканчивая оборудованием и системами бухгалтерского учета. Кроме того, вам не нужно будет переживать за косвенные расходы — обслуживание принтеров, плату за аренду и электричество, клининговые услуги, поздравления с праздниками и прочее.

У каждого варианта есть свои плюсы и минусы в разном соотношении. Если же вы все-таки решили остановиться на услугах по аутсорсингу, то нужную компанию следует выбирать так же тщательно, как и штатного сотрудника. Это позволит уменьшить количество недостатков и получить реальную выгоду от сотрудничества. Неплохо при выборе фирмы обращать внимание на ее опыт работы.

HLB Tajikistan на рынке аутсорсинговых услуг с 2012 года. Компания оказывает профессиональные услуги аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, юриспруденции, управления персоналом, внедрения программного обеспечения.

Клиенты HLB Tajikistan из различных отраслей — это представители и государственного сектора, и розничной торговли, и промышленного производства, и телекоммуникаций, и транспортной сферы.

HLB Outsourcing оказывает бухгалтерские услуги любым компаниям вне зависимости от правовой юридической формы, сложности и их местонахождения. Вы сможете выбрать оптимальный вариант в соответствии со своими требованиями.

Ознакомиться подробнее с услугой бухгалтерского сопровождения

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: