Если компании нужно получить кредит, привлечь инвесторов или сравнить свои показатели по прибыли с аналогичными данными конкурентов, рассчитывается EBITDA: несмотря на то, что его относят к весьма противоречивым методам оценки по ряду причин, он может оценить финансовое положение бизнеса на текущий момент. В статье рассказываем о том, как его рассчитать и использовать в дальнейшем.
Кому и когда нужна EBITDA
Начнем с расшифровки: показатель говорит о том, сколько компания заработала до того, как заплатила проценты по кредитам, внесла налог на прибыль и потратилась на амортизацию. Зная это, легко предположить, насколько эффективна деятельность, которую она осуществляет, а также сможет ли организация справиться со своими долговыми обязательствами. EBITDA измеряется в деньгах, и если она выше нуля, это говорит о том, что фирма работает «в плюс», успешно справляется с финансовой нагрузкой и текущими обязательствами.
В каких ситуациях полезно рассчитывать EBITDA:
- Когда руководитель бизнеса планирует взять кредит на его развитие, а кредитор в свою очередь хочет понять, сможет ли компания его выплачивать. Ему выгодно, чтобы бизнес успешно справлялся с кредитной нагрузкой, отдавая долг и покрывая проценты за пользование деньгами, поэтому если коэффициент долга к показателю высокий, в займе могут отказать. Существует риск, что компания его не сможет выплатить.
- При финансовом планировании, чтобы понять, какие расходы бизнес может уменьшить для роста чистой прибыли или нужно ли привлекать в проект дополнительные средства, если остаток после вычета текущих расходов не сможет покрыть какие-то нужды.
- Когда необходимо оценить, насколько компания перспективна с точки зрения инвестирования — допустим, если нужно рассчитать размер дивидендов или понять, если ли у нее потенциал для дальнейшего роста в тех случаях, в которых нужен объект для вложения средств.
- Если требуется сравнить предприятия из одного сектора экономики, потому что чистая прибыль может не отражать реального положения вещей по разным причинам. Например, у разных бизнесов бывает разный объем налоговой или кредитной нагрузки, а EBITDA позволяет увидеть реальное положение вещей до вычета всех расходов.
Главное — не только рассчитать показатель, но и правильно применять полученную информацию на практике.
Как высчитать и использовать EBITDA в работе
Формул расчета довольно много, более того — каждая компания может адаптировать их под себя с учетом своих собственных расходов. Одной из базовых считается та, согласно которой EBITDA представляет собой сумму чистой прибыли, налогов на прибыль, процентных расходов (например кредитов), износа и амортизации.
В некоторых случаях она сокращается до суммы операционной прибыли, износа и амортизации.
Кроме того, иногда EBITDA рассчитывается путем вычитания из объема чистой выручки себестоимости и операционных расходов.
Все показатели можно взять из отчета о финансовых результатах и пояснений к нему, а также к бухгалтерскому балансу, данные учитываются в деньгах. Показатель чаще всего рассчитывается за период, равный одному году, но можно взять и более короткий интервал, допустим, квартал или полугодие.
Разберем на примере расчет EBITDA по формуле, в которой суммируются основные расходы и прибыль.
Допустим, у вас собственный бренд одежды, есть производственный цех, вы взяли кредит на развитие бизнеса, а также регулярно обслуживаете оборудование, на котором работают швеи.
Чистая прибыль компании — 3 млн 200 тысяч рублей;
Налог на прибыль, который вы платите, — 600 тысяч рублей;
Проценты по кредитам — 50 тысяч рублей;
Амортизация — 75 тысяч рублей.
Складываем показатели и получаем EBITDA, равный 3 млн 925 тысячам рублей.
Теперь посмотрим, как посчитать показатель, если у вас есть данные по выручке, себестоимости и операционным расходам.
Допустим, у вас своя компания по производству мебели, ее выручка составляет 4 млн 500 тысяч рублей, себестоимость — 2 млн 100 тысяч рублей, операционные расходы — 450 тысяч рублей.
Итого: EBITDA = 1 млн 950 тысяч рублей.
Что делать с полученными данными?
Например, сравнить показатель с аналогичным у другой компании из этой же отрасли, оценив рентабельность по EBITDA: для этого величину данного показателя делят на сумму выручки и умножают на 100%.
Рентабельность в данном случае составит 1 млн 950 тысяч рублей / 4 млн 500 тысяч рублей * 100% = 43%.
Если вы хотите привлечь инвестиции для увеличения масштабов производства, вы можете обратиться с данным предложением к тому, кто готов вложить свои средства в развитие компании. Но в том случае, когда он выбирает подходящий объект для приумножения своих средств, он может сравнить ваш показатель EBITDA с аналогичными данными конкурента. И если выяснится, что он выше, вполне вероятно, что инвестор сделает выбор в его пользу.
Кроме того, на основании данного показателя может рассчитываться закредитованность компании и ее срок окупаемости — указанные формулы являются наиболее распространенными способами применения EBITDA.
Если вы владелец компании и также используете данную метрику, полезно отслеживать ее изменения в перспективе: в тех случаях, когда показатель уменьшается, имеет смысл пересмотреть текущие бизнес-процессы, чтобы скорректировать тактику управления проектом.
Два принципа расчета емкости рынка
Как посчитать коэффициент оттока клиентов и работать на его уменьшение