Анна Жуковская
Анна Жуковская
28 августа 2024

Действует ли закон Мерфи в бизнесе, или как оградить свои проекты от неприятностей

Собственники бизнеса опираются в управлении проектами на множество разных правил, принципов и законов, но вот один из них они иногда из вида упускают — и это закон Мерфи. Вообще, его принято считать шуточным, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды — сегодня решили выяснить, может ли этот закон влиять на предпринимательскую деятельность, каким образом и стоит ли проявлять излишнюю осмотрительность, чтобы минимизировать возможные риски.

Как работает закон Мерфи

Довольно просто: он гласит, что если что-то в этой жизни может пойти не так — оно пойдет не так. Звучит не очень оптимистично, однако вокруг нас существует множество людей, которые отнюдь не считают данный принцип лишенным смысла и стараются учитывать его возможное воздействие на повседневную жизнь. Например, стараются уделять больше внимания тем вещам, которые могут обернуться негативными последствиями, стремятся предпринять больше усилий для профилактики возможных рисков в разных сферах проф. деятельности.

«Первооткрывателем» закона считают военного инженера из США Эдварда Мерфи, которому принадлежит фраза, произнесенная во время испытаний на одной из авиабаз Америки в конце 40-х годов прошлого века. В ходе них команда исследователей пыталась выявить, какие максимальные перегрузки может переносить человек, и один из коллег Эдварда неправильно настроил датчики прибора, в результате Мерфи сказал что-то вроде: «Если у него есть возможность сделать что-то не так, он это сделает», после чего окружающие ее сократили до ныне актуальной версии.

Кстати говоря, его коллеги учитывали данный фактор для минимизации возможных негативных последствий тех или иных действий в ходе дальнейших испытаний, а сам закон заинтересовал и других людей.

Например, в 70-х годах писатель Артур Блох выпустил книгу, посвященную разным вариантам закона Мерфи, где собрал воедино всевозможные версии и интерпретации. Основной посыл, который писатель хотел донести до читателя, заключается в том, что какой бы деятельностью ни занимался человек или, как в нашем случае, компания, ее коллектив, — всегда нужно подразумевать вероятность форс-мажоров, развития неблагоприятных сценариев и продумать наперед ситуации, где все пошло не по плану. Такой подход позволит профилактировать, как минимум, ЧП на производстве, травмы персонала и даст возможность предупредить множество потенциальных финансовых и материальных потерь для предпринимателя.

Между тем стоит отметить, что закон Мерфи заинтересовал и ученых, которые пытались проверить его достоверность — несмотря на различные расчеты, похоже, до сих пор не было каких-то научных данных, способных подтвердить его верность. Более того, опираясь на данные в области современной психологии, например когнитивно-поведенческую терапию, можно обнаружить, что в некоторых случаях люди, интерпретируя происходящее с помощью данного принципа, делают это вследствие определенных ошибок мышления.

Допустим, при работе над проектом случается неприятность, специалист, ответственный за него, объясняет это законом Мерфи, полагая, что если что-то плохое может случиться — оно случится, забывая о том, что десятки других аналогичных задач были закрыты благополучно. Это может быть следствием такой ошибки мышления, как тенденция к сверхобобщению — общим выводам на основе единичного события, но банальная халатность в данном случае, например, не будет учтена.

Тем не менее огромное количество людей продолжает применять этот принцип к своей деятельности, в том числе предпринимательской, — поэтому мы решили рассмотреть возможную интерпретацию закона применительно к бизнес-среде.

Как закон Мерфи работает в предпринимательской деятельности

Интерпретируя события с помощью этого принципа, предприниматели могут полагать, что:

  • Если существует вероятность столкнуться с трудностью во время работы над проектом — это случится.
  • Если клиент может быть недоволен работой компании — так и окажется.
  • Если в деятельности организации случается что-то плохое, скорее всего, дальше события будут развиваться еще хуже, нарастая, как снежный ком.
  • Чем меньше у заказчика финансовые возможности, тем выше уровень его требований к подрядчику и ниже вероятность, что он окажется удовлетворен работой.

И так далее.

Если предположить, что закон Мерфи все же так или иначе влияет на бизнес-процессы или существует вероятность, что нечто негативное действительно способно произойти, можно попробовать предпринять меры, минимизирующие риски.

Например:

  • Учиться управлять рисками — это отдельный навык, позволяющий на основе имеющихся аналитических данных, опыта и компетенций представить возможные риски и разработать план по их своевременному устранению.
  • Планировать — без этого вы со стопроцентной вероятностью столкнетесь со всеми проблемами, которые только могут возникнуть в процессе работы. Хороший план, желательно на пару лет вперед, — залог того, что ваша деятельность будет предсказуемой и прогнозируемой, соответственно, останется очень мало места для разного рода неожиданностей.
  • На случай возникновения форс-мажора на первых этапах планирования увеличить временные рамки, в которые должен уложиться проект. Если возникнут какие-либо производственные проблемы, подведут подрядчики или уволится кто-то из ключевых сотрудников, у вас будет достаточно времени, чтобы завершить все задачи, внести правки, найти недостающих специалистов, а дедлайны не станут причиной вашей бессонницы из-за развившейся тревожности.
  • Постоянно обучать персонал: опытные специалисты — это люди, которые сделают все, чтобы «пожар» бизнес-неприятностей не разгорелся в вашей компании.
  • Откладывать — помните о том, что у вас всегда должен быть неприкосновенный запас, которым вы сможете воспользоваться в случае каких-либо производственных проблем. Лучше откладывать 20% с прибыли, чем гасить кредит, который был взят, дабы устранить последствия разного рода ЧП.
  • Не поддаваться панике, упадническим настроениям и не пополнять ряды фаталистов — неприятности действительно случаются, но подготовка, профилактика, обучение персонала — как раз те самые способы, которые и позволят вам справиться с разного рода бизнес-невзгодами.

«Не откладывать на потом», или что такое синдром отложенной жизни

5 привычек, которые могут помочь добиться успеха в управлении бизнесом