Для чего нужен MVP и почему с него стоит начать бизнес
Если в самом начале предпринимательской деятельности узнать, будет ли продукция компании востребована, можно уберечь себя от бесперспективной бизнес-идеи и убытков. В этом может помочь выпуск MVP — минимально жизнеспособного продукта. Поговорим об основных преимуществах такого подхода и ключевых этапах его разработки.
Почему MVP снижает риски
Потому что сама по себе концепция Minimum Viable Product предполагает, что прежде чем вкладываться в производство и создавать продукт с максимально полным функционалом, оформлением и бюджетом, имеет смысл протестировать его «сокращенную» версию, чтобы выяснить, а есть ли у потенциальных клиентов интерес к подобному проекту.
Например, Wildberries и Airbnb стартовали именно таким способом: первый представлял собой интернет-магазин, созданный основательницей маркетплейса для продажи одежды, второй — площадку, через которую авторы проекта предлагали в аренду свой собственный чердак. Таким способом они протестировали бизнес-идею с минимальными инвестициями и убедились в том, что у нее есть будущее.
Именно так и работает MVP. Он помогает:
- Проверить, существует ли у проекта потенциал, с помощью анализа спроса целевой аудитории. Дело в том, что такой продукт уже вполне можно использовать, однако он обладает лишь ограниченным количеством возможностей по сравнению с итоговым. То есть клиенты могут протестировать какой-то функционал и дать обратную связь, поэтому кроме теста гипотезы предприниматель может доработать продукт с учетом рекомендаций.
- Сэкономить на полномасштабном производстве — для чего вкладывать деньги в проект, у которого может не быть будущего, если есть возможность проверить его на начальном этапе, не рискуя большими деньгами? Кроме того, с помощью MVP реально более детально изучить целевую аудиторию и ее потребности, чтобы в дальнейшем использовать полученные данные в разработке маркетинговой стратегии.
- Привлечь средства — когда MVP покажет, что у продукта есть потенциал, намного выше вероятность найти инвестиции для дальнейшего развития.
- Собрать базу будущих клиентов, если отклик окажется позитивным.
Как правило, минимально жизнеспособный продукт разрабатывают в стартапах, а также перед тем, как приступить к работе над полноценным приложением или интернет-сервисом.
Ключевые особенности и виды MVP
В отличие от других способов проверки потенциала бизнес-идеи, MVP:
- Включает в себя минимум функций, иногда даже всего одну, которая является ключевой.
- Им уже можно пользоваться, поэтому клиент готов его купить, — то есть жизнеспособность проверяется на практике.
Существует несколько основных категорий разработки MVP:
- Продукт с одной функцией — как правило, в перспективе она будет основной и призвана решать ключевые потребности клиента.
- Сервис, использующий уже известные инструменты, но в совокупности предлагающий новый продукт на основе старых решений.
- Консьерж — продукт, который в дальнейшем будет автоматизированным, однако на первоначальном этапе все задачи в нем решают в «ручном» режиме сотрудники и автор проекта. Клиенты обычно в курсе.
- Сервис по методу «Волшебник страны Оз», который создает видимость полноценного приложения или автоматизированного продукта. Пользователи воспринимают его именно таким образом, однако, как и в предыдущем формате, работа выполняется «вручную».
Для разработки минимально жизнеспособного продукта существует определенная последовательность действий, которой важно придерживаться:
Шаг первый — понять, для чего он нужен и какую проблему потенциальных клиентов будет решать. Ответить на вопрос легко, если разобраться, в чем заключается потребность целевой аудитории, которую на текущий момент конкуренты решают недостаточно хорошо.
После чего нужно выбрать, для кого будет создаваться итоговый продукт — кто конкретно станет вашим клиентом. В идеале портрет покупателя стоит максимально подробно прописать, так будет проще работать над MVP и впоследствии заниматься его продвижением.
Шаг второй — изучение рынка и конкурентов. Отталкиваясь от потребности, которую должен удовлетворять продукт, нужно углубиться в изучение уже существующих аналогов. Важно исследовать, что они предлагают и как именно, плюсы и минусы, историю развития компаний, текущее положение. Информация пригодится в работе.
Шаг третий — SWOT-анализ, один из эффективных инструментов при проверке гипотез и оценке потенциальных рисков. Собранные на предыдущих этапах данные позволят рассмотреть свои возможности, потенциал и слабые места с разных сторон.
Шаг четвертый — прописать путь клиента, который ему предстоит пройти, когда он увидит ваше решение.
Шаг пятый — определиться, каким набором возможностей будет обладать минимально жизнеспособный продукт. Важно помнить, что на данном этапе нужно протестировать его потенциал, а улучшения проводятся уже после.
Шаг шестой — создание и проверка. Перед разработкой необходимо определиться, какой тип продукта вы будете делать, а тестирование можно провести на фокус-группе или в открытом формате с привлечением реальных потенциальных клиентов.
Шаг седьмой — сбор обратной связи и улучшение продукта для его дальнейшего выпуска на рынок.
Каким бы ни был результат, он обезопасит вас от более существенных рисков и позволит обнаружить, имеет смысл дорабатывать идею или же стоит отказаться от нее.