Владельцы бизнеса на современном рынке стараются завоевать внимание потребителя практически любой ценой — интересной альтернативой традиционным офлайн-магазинам становится достаточно новый формат — концепт-стор. По мнению экспертов, это несколько иной взгляд на шопинг в принципе — просто назвать свою торговую точку таким образом не получится, для начала придется разработать концепцию пространства. О том, что собой представляют современные концепт-сторы, в каких случаях имеет смысл их открывать и как это сделать, расскажем в нашей статье.
Почему новые форматы магазинов становятся актуальными
Из названия не так сложно догадаться, что это магазины, обладающие особенной концепцией, и, в отличие от традиционных торговых точек, чаще всего они представляют совокупность разных проектов или идей, объединенных общим смыслом, в одном пространстве.
Сам термин появился в конце 90-х, но в то время акцент делался несколько на других вещах: нередко это были магазины формата бутиков с отсылкой к роскошному образу жизни, коллекциям вещей, выпущенных лимитированным тиражом.
Сегодня так называют по большей части проекты, где на одной площадке могут быть представлены как несколько брендов одежды, обуви, аксессуаров, так и ресторан, выставочный центр, коворкинг и т. д.
Как правило, такие пространства отличаются следующими параметрами:
- Есть одна общая идея, например бренды объединяются по принципу одинаковых ценностей — забота об экологии, изделия ручной работы и т. д.
- Во главе проекта может стоять не только идея, но и личный бренд создателя, и он объединяет партнеров, привлекает клиентов, опираясь на возможности, которые дает нетворкинг.
- Ориентация не на быстрый шопинг, а на уникальный подход к нему — важно не количество вещей, а качество и эмоциональная составляющая процесса. Клиентам комфортно не только покупать вещи, но и находиться в пространстве — пить чай, кофе, общаться с другими посетителями, отдыхать — в концепт-сторе для этого созданы подходящие условия.
- Дизайн пространства выполнен в соответствии с общей идеей, под магазин может быть выбрано здание с особенной архитектурой, отражающей смыслы, заложенные в проект создателем.
По сути, концепт-стор — интеграция проектов из разных направлений деятельности, от ритейла и развлечений до искусства, объединенных общей философией и целями. Если вы хотите открыть свой магазин и готовы выйти за рамки привычного, возможно, такой формат может стать подходящим решением.
Однако важно отметить, что успешным проект может стать в том случае, если нетворкинг — ваша сильная сторона, у вас есть раскрученный личный бренд или сильная «продающая идея», отвечающая требованиям времени, ради которой потребители будут приходить и оставлять там деньги.
Как открыть концепт-стор и искать клиентов
- Продумайте ключевую идею, вокруг которой будет строиться проект, — возможно, вы оттолкнетесь от концепции уже существующего бизнеса, если он у вас есть. Или начнете с нуля, имея понимание, каких партнеров готовы объединить на одной площадке. Можно опираться на то, что сейчас в тренде, на актуальные тенденции в сфере ритейла и искусства.
- Найдите партнеров — продвигать концепт-стор намного эффективнее в тандеме с другими сильными игроками: каждый привлекает свою аудиторию, а бренды усиливают друг друга. Лучше, чтобы на одной площадке не пересекались взаимозаменяемые проекты, куда продуктивнее, если они будут друг друга дополнять — одежда, обувь, арт-галерея, кофейня, зона отдыха могут стать идеальным сочетанием.
- Подумайте о дизайне помещения, поскольку задача концепт-стора — вызывать эмоции.
- Подключайте нетворкинг и ивент-маркетинг, так как данный формат подразумевает, что гости приходят не только за покупками, но и за общением, впечатлениями, информацией — сотрудничайте с экспертами, чтобы проводить интересные мероприятия, будьте пространством, где проходят полезные и образовательные события, а шопинг уходит на второй план.
- Высокий уровень сервиса и программа лояльности — важные элементы концепт-стора. Обучайте персонал не только продавать, но и выстраивать коммуникацию с клиентами, формируйте навык собирать образы, привлекайте к сотрудничеству стилистов, дизайнеров. Клиентам важно почувствовать себя членами сообщества, принадлежность к которому дает им особые преимущества — участие в определенных событиях, внимание к их потребностям, персональный шопинг и т. д.
- Отдавайте себе отчет в том, что концепт-стор не похож на традиционный масс-маркет, где работа поставлена на поток. Это, скорее, акцент на индивидуальные особенности каждого клиента, отталкиваясь от которых, выстраивается выбор брендов, сервис и дальнейшее взаимодействие с покупателями, которые в общем формируют определенный образ жизни и приверженность общим ценностям.
Специфика открытия бизнеса в формате НТО
Считаем расходы на запуск бизнеса: памятка для начинающих предпринимателей