Что мешает бизнесу развиваться и при чем тут автоматизация управленческого учета
В последние несколько лет вести бизнес в России — это как на американских горках кататься: то COVID, то отключение SWIFT-переводов, то сотрудники массово уезжают из страны. В условиях, которые постоянно меняются, работу компании упрощает управленческий учет. Мы, совместно с нашим партнером Corplan, расскажем, что это такое, как он работает и как его правильно вести, чтобы бизнес рос.
Что такое управленческий учет
Если бухгалтерский учет ведется по строгим правилам и стандартам и регулируется законом, то у управленческого учета определенных границ и форм нет. По сути, это сбор, анализ и интерпретации финансовой информации, которая позволяет руководителю принимать обоснованные решения. Простыми словами: прогноз для бизнес-ходов на основе объективной информации.
Принципиальное отличие управленческого учета от бухгалтерского состоит в том, что его правила индивидуальны для каждого бизнеса, а устанавливает их руководство компании. На бухгалтерскую отчетность влияют сторонние органы контроля, нормативные акты, а иногда и ее получатели. Допустим, компания заинтересована в привлечении инвестиций. В таком случае бухгалтер может подбить цифры так, чтобы они выглядели «аппетитнее» для будущего спонсора.
Управленческий учет готовят для владельца бизнеса, чтобы показать максимально реалистичную картину, на основании которой он должен будет принять эффективные решения. Пример: вам нужно понять, что нужно сделать — менять поставщика или исправлять логистические цепочки? Для этого собирают подробные данные об издержках, сроках и прочих факторах, которые повлияют на финальное решение, — все это и есть управленческий учет.
Какому бизнесу нужен управленческий учет
Представьте небольшой бизнес с оборотом 10 млн рублей в год и персоналом в 3–5 сотрудников. Владелец знает, чем занимается каждый из них, как работает, какие процессы выполняет. Работа с клиентами идет только по предоплате, долгов или кредитов нет. Учет доходов и расходов ведется в простой табличке в Excel. При этом собственник чувствует себя комфортно, планов роста бизнеса нет. Он видит картину в целом, и ему этого достаточно: данных для принятия решений хватает, а небольшой оборот, даже в случае управленческой ошибки, не приведет к ощутимым потерям.
А теперь представьте, что бизнес начинает расти. Увеличиваются объемы, добавляются поставщики, открывается дополнительное юрлицо, возможно, даже не одно, растет штат. Одной таблицы в Excel уже не хватает, появляются связанные базы данных, за которые могут отвечать разные сотрудники. Заполнение и сведение такой отчетности отнимает много времени, ошибки случаются все чаще, информация искажается, и руководителю становится сложно принимать решения уверенно.
Управленческий учет пригодится там, где много параллельных процессов, каждый из которых нуждается в контроле. Чем сложнее бизнес, тем более актуален для него будет управленческий учет.
Как начать вести управленческий учет
Первое, что понадобится компании, — прозрачная система сбора финансовой информации. У вас должен быть четкий понятный ответ на вопрос: «Где деньги?» Лучше начать с формирования отчета о движении денежных средств (ДДС), который показывает, как они распределяются по статьям. В ДДС отображаются все операции прихода и расхода, но не по принципу банковской выписки, а по статьям.
Но этого не всегда достаточно, чтобы сделать выводы о работе компании. В ДДС расходы и доходы будут отражены по факту, в день совершения операции, и не дадут понимания об эффективности предприятия. Нужна информация о скорости реализации товаров и услуг, времени простоя материалов или рабочих, а также браке, порче и издержках.
Чтобы рассчитать такую финансовую модель, проанализировать ее и определить дальнейшие действия, формируют отчет о прибылях и убытках — ОПиУ или P&L. Отчеты ДДС и ОПиУ — и есть основа управленческого учета.
Зачем заводить отдельные аналитические программы
Когда компании только начинают вести управленческую отчетность, практически в 100% случаев они делают это в таблицах Excel. Это вполне удобный инструмент, пока операций немного и количество строк в файле исчисляется десятками или несколькими сотнями. Но на больших объемах вручную заполнять таблицы становится тяжело, возникают сложности с ежемесячным копированием отчетов, увеличивается время их заполнения, неизбежны ошибки в данных. Как результат — отчеты становятся неточными.
Хаос не даст сосредоточиться на ключевых показателях и вовремя принять верное решение. Адекватно оценить эффективность бизнеса станет практически невозможно.
Специальные платформы для финансовой аналитики лишены этих недостатков. Они предоставляют инструменты для прогнозирования и оптимизации финансовых результатов компании. Отчеты формируются в режиме реального времени и позволяют оценить состояние бизнеса в любой момент. Руководитель принимает решения, опираясь на объективные данные, а не на интуицию и догадки.
К примеру, на платформе «Корплан» можно собрать собственную модель управленческого учета — выбрать те инструменты анализа данных, которые нужны именно вашей компании, и постепенно дополнять их по мере развития бизнеса.
Вывод
Управленческий учет в «Корплан» позволяет собирать и обрабатывать финансовые данные так, чтобы строить обоснованные прогнозы в развитии бизнеса, а не только для отслеживания движения средств.
Это достигается за счет готовых формул для расчетов, простоты внесения изменений в базы данных и наглядного отображения ключевых показателей на дашбордах. Динамика расходов, а главное — их категории помогают выявить слабые и сильные места в ваших бизнес-процессах.
Платформу можно связать с другими программами для автоматизации бизнеса, например с «1С». Это облегчит интеграцию инструмента в работу, а сотрудники быстрее освоят новое ПО. Внедрение хорошего инструмента для учета и аналитики помогает компаниям справиться с управленческим хаосом, особенно в фазе роста, лучше понимать процессы и быстрее увеличивать прибыль.
Подписывайся на Telegram-канал «Корплан» и узнай о платформе больше.
Реклама
ООО «ОПТИМАКРОС СОФТ» ИНН 7730284478
LjN8KDVMv