Чистота для города, удобство для компаний: как IT-решения позволяют управлять вывозом ТКО
Говорят, что у нас в стране всего две проблемы, но мы могли бы добавить и третью — вывоз мусора. Дело не только в его количестве и плохой утилизации, но и в качестве работы региональных операторов: им часто приходится пользоваться устаревшими данными по местоположению мусорных банков, вывоз осложняют недобросовестные подрядчики. На примере платформы ТКО Онлайн мы расскажем, как можно улучшить работу этой сферы и избежать вечных жалоб горожан на заполненные мусорные баки.
Причины проблем с вывозом отходов
Для понимания проблемы посмотрим на контраст — как работают региональные операторы, которые не используют современные технологии в своей работе.
Вы точно хотя бы раз в жизни сталкивались с тем, что мусор из баков около дома или вашей работы не вывозят по несколько дней, но при этом вы платите деньги за услуги вывоза отходов. Если вы проживаете в многоквартирном доме, то ваша управляющая компания берет на себя контроль работы регионального оператора по вывозу отходов, и жалобы стоит направлять ей. Но если вы живете в частном секторе, то заключать контракт со службой вывоза ТКО и писать жалобы при возникновении проблем должны вы сами. Сложность заключается в том, что даже при рассмотрении вашей претензии нет никаких гарантий, что работа будет налажена.
Причины проблем с вывозом могут быть разными, и не всегда они связаны с непрофессионализмом: сотрудники мусороуборочных компаний зачастую делают ошибки не намеренно, а из-за плохо отлаженных бизнес-процессов. Но благодаря технологиям этот вопрос легко решается. Платформа ТКО Онлайн от компании IQsolution упростила процедуру вывоза мусора и позволила региональным операторам четче отслеживать работы подразделений.
Как создавалась платформа
Идея создания платформы у основателя компании iQsolution Евсютина Ильи родилась в 2019 году благодаря одному интересному кейсу. Во время «мусорной реформы» в Тульской области осталось 2 крупных регоператора, и их работа не задалась: из-за того, что им предоставили устаревшие данные местонахождения мусорных баков, начались масштабные проблемы с вывозом отходов. Машины пропускали целые районы, мусор систематически не вывозился, и в администрацию сыпались письма от недовольных жителей. На одном из совещаний руководство области поставило компаниям радикальный ультиматум: решить проблему в течение двух недель.
Один из региональных операторов, который вывозит мусор во всей Тульской области, за исключением самого города Тула, обратился в IQsolution. Задача показалась команде интересной, и, несмотря на сжатые сроки, за две недели удалось разработать MVP-версию платформы: она включала в себя интерактивную карту местоположения мусорных баков для регионального оператора и для жителей, а также мобильное приложение для исполнителей – водителей мусоровозов. В приложении фиксировались дата и время вывоза мусора, а также координаты мусорных баков – вся эта информация подгружалась на карту, отображая актуальную ситуацию с вывозом. Проблема с устаревшими данными также была решена: если какой-то мусорной площадки не было на карте, любой житель области мог добавить ее вручную.
Решением остались довольны все – правительство области, оператор и жители. Платформа расширялась, обрастала новым полезным функционалом и сейчас успешно работает в Москве и еще в 3-х регионах страны.
Как сейчас работает платформа?
Со времен «тульского» кейса платформа значительно изменилась: сейчас она упрощает работу региональных операторов на всех уровнях. ТКО Онлайн позволяет в режиме онлайн отслеживать передвижение мусороуборочных машин, видеть, сколько баков обслужили и сколько еще осталось на маршруте. Программа настраивается в соответствии с графиком вывоза и позволяет быстро ставить задачи исполнителям.
Еще одна важная функция ТКО Онлайн — фотофиксация. Водитель мусороуборочной машины обязан сфотографировать обслуженные мусорные баки, тем самым зафиксировав либо выполненную работу, либо препятствие, которое помешало ему вывезти мусор. Благодаря фотофиксации региональным операторам проще бороться с безответственными работниками: она позволяет учитывать убранные площадки и оплачивать только реальную работу подрядчика, а это значительно снижает расходы и страхует от переплаты.
Также фотофиксация защищает от претензий со стороны жильцов. Например, если мусор не вывезли и на это жалуются люди, оператор может проверить базы и предоставить доказательство проделанной работы или объективных причин, которые помешали ее выполнить. Например, машины, преградившие подъезд к контейнерному баку.
Еще одно преимущество ТКО Онлайн — это удобные дашборды. Все метрики собраны в одном месте, что значительно облегчает работу с аналитикой, составлением отчетов, подготовкой договоров и смет.
При использовании системы ТКО Онлайн экономится время региональных операторов, водителей мусоровозов и нервы жителей многоэтажных домов. Благодаря технологиям недобросовестных сотрудников становится меньше, так как они находятся под постоянным контролем, и улицы города становятся чище.