Бизнес в маленьком городе: специфика запуска и развития проектов
Существенная часть городов России — регионы с небольшой численностью населения, и на первый взгляд кажется, что запустить бизнес-проект в маленьком городе намного сложнее, чем в миллионнике. Однако опыт тех предпринимателей, которым это удалось, говорит о том, что и в небольших населенных пунктах существует благодатная почва для развития предпринимательской деятельности. Сегодня говорим о том, в чем они заключаются и как запускать проект, если у вас есть такое желание.
Преимущества и недостатки бизнеса в маленьком городе
Если вы живете или бывали в мегаполисах, то наверняка знаете — большое количество людей, огромный выбор товаров и услуг в самых разных сферах, ощутимая конкуренция, высокий уровень платежеспособности населения предоставляют неограниченные возможности для бизнес-старта. В небольших городах ситуация обстоит иначе, а рыночные условия отличаются — однако это не означает, что здесь невозможно успешно запустить и развивать свое дело. Просто для достижения желаемого результата необходимо учитывать специфику региона, а также то, какие плюсы и минусы существуют у работы в таких условиях.
К преимуществам ведения предпринимательской деятельности в маленьком городе можно отнести:
- Ниже конкуренция — в отличие от мегаполисов, в любой нише здесь будет не так много игроков, более того, некоторые из них могут быть совершенно свободны. Отчасти это связано с тем, что ключевые тренды до регионов добираются чуть позже, чем до больших городов, поэтому, если держать руку на пульсе и уметь находить перспективные бизнес-идеи, проще стать первым в каком-то направлении деятельности.
- Требуется меньше вложений — как правило, расходы на аренду, фонд оплаты труда, продвижение в небольших населенных пунктах ниже, чем в миллионниках, а привлечение потенциальных клиентов может обойтись дешевле.
- Проще заявить о себе — во-первых, в маленьких городах о новых проектах узнают быстрее: люди охотно делятся друг с другом рекомендациями, если какая-то компания хорошо себя проявила. Во-вторых, если угадать с нишей и предложить потенциальным потребителям то, чего раньше не было, продукт может продавать сам себя. Плюс в небольших населенных пунктах хорошо работает нетворкинг и личный бренд — когда у вас широкая сеть контактов, о компании так или иначе будут говорить.
- Есть возможности для развития — если хорошо себя зарекомендовать, можно расширяться, внедрять новые продукты и услуги, завоевывать лояльную аудиторию.
К недостаткам можно отнести следующие:
- Есть ограничения в вопросе поиска потенциальных клиентов: как правило, в небольших городах покупательская способность аудитории может быть не очень высокая за счет того, что ниже их уровень дохода. Кроме того, емкость рынка также будет меньше просто потому, что количество населения не такое большое, как в миллионниках.
- В некоторые ниши сложнее зайти — если там уже есть сильные игроки, за счет особенностей рынка, описанных выше, будет не так легко занять свое место под солнцем. Придется предложить что-то действительно оригинальное, чтобы составить конкуренцию тем, кто работает давно.
- Репутационные риски выше — в маленьких городах информация распространяется быстро, что будет как плюсом, так и минусом. Если компания оказывает некачественные услуги или реализует посредственный товар, об этом быстро узнают.
Как строить бизнес в небольшом городе
На что стоит обратить особое внимание, чтобы создать действительно успешный проект:
- Правильно выбрать нишу и продукт. В отличие от мегаполисов, в маленьких населенных пунктах иногда нет смысла заходить туда, где уже много игроков. Да, наличие конкурентов говорит о том, что сфера, скорее всего, перспективная, но из-за ограниченности аудитории соревноваться с ними за своих клиентов сложнее. Более перспективным будет подход, когда вы выбираете идею, востребованную в других регионах, которой явно не хватает в вашем, — при этом необходимо убедиться, что спрос на продукт действительно есть.
- Подготовить бизнес-план, который позволит рассчитать объем вложений, срок окупаемости проекта, стратегию привлечения клиентов, план развития и т. д.
- Составить продуктовую линейку, ориентируясь на специфику региона, учитывая платежеспособность населения и емкость рынка. Если вы планируете запустить кофейню формата, который хорошо работает в мегаполисе, важно адаптировать ассортимент и ценовую политику под ваш город, в противном случае есть риск не обеспечить себя необходимым потоком клиентов.
- Быть готовым, что при найме персонала придется потрудиться, так как в регионах не всегда можно найти квалифицированные кадры, особенно в отдельных отраслях деятельности — возможно, потребуется приглашать специалистов из других регионов или сотрудничать с профессионалами в онлайн-формате.
- Заботиться о репутации — как уже было сказано выше, в небольших городах хороший результат дают нетворкинг, сарафанное радио и личный бренд. Обратная сторона этого преимущества — высокая скорость распространения и негативных отзывов. Будьте готовы работать с обратной связью клиентов, внедрять программы лояльности, рассчитанные на построение долгосрочных отношений с покупателями, постоянное развитие и совершенствование продуктов.
Два принципа расчета емкости рынка
Виды бизнеса, которые не подойдут начинающим предпринимателям