Родион Махов
Родион Махов
28 ноября 2024

Бизнес-модели, которые сегодня не работают

В условиях быстро меняющегося рынка и постоянных технологических изменений бизнес-модели, которые когда-то были рабочими, успешными, могут потерять свою актуальность ввиду того, что их былые конкурентные свойства становятся отягчающим балластом для современных рыночных условий. В этой статье мы рассмотрим несколько бизнес-моделей, которые некогда считались «формулой успеха», но на сегодняшний день их применение может привести к значительным убыткам, а также постараемся объяснить причины их неэффективности.

Традиционная розничная продуктовая торговля

Сразу хотим сделать небольшую ремарку: эта модель в нашем списке не потому, что перестала быть актуальной, а потому, что ввиду условий стремительно меняющегося рынка подход к розничной торговле должен быть пересмотрен, изменен и адаптирован. Если раньше любой магазин с бакалеей был обречен на успех, то сегодня открыться и успешно работать без анализа конкурентов, наличия базы поставщиков, опыта в данной сфере — задача бизнес-суицидальная. Еще сюда стоит добавить необходимость в исчислении количества жителей в районе, где вы планируете открывать свой магазин. Традиционная розничная торговля сталкивается с такими конкурентами, как сетевики-супермаркеты, а также с серьезными вызовами в лице электронной коммерции. Потребители все чаще выбирают онлайн-покупки с доставкой, которые предлагают удобство, широкий ассортимент и зачастую более низкие цены, так что открыться в «просто хорошем месте» не выйдет.

Низкая цена на продукцию

Модели, основанные на принципе «дешево и много», начинают терять свою актуальность. Вероятно, низкие цены могут привлечь клиентов, но стоит помнить, что в большинстве случаев это коррелируется низким качеством продукции и услуг, а это в долгосрочной перспективе негативно сказывается на репутации бренда. Если же изначально так и было задумано (например сеть Fix Price), то опять же встает вопрос конкуренции с сетевиками и необходимости реализовывать огромные объемы для элементарной выживаемости бизнеса. Маржа на таких товарах небольшая, по этой причине заработать хорошие деньги возможно лишь при условии крупных и постоянных продаж. Кроме того, такие компании сталкиваются с проблемами в управлении затратами и могут оказаться в уязвимом положении в условиях экономической нестабильности.

Модели, основанные на подписке без добавленной ценности

Подписные модели стали особенно популярными в последние пять лет, однако сегодня многие компании, предлагающие подписки без реальной добавленной ценности, сталкиваются с проблемами удержания клиентов. Если пользователи не видят смысла в продлении услуги, они быстро отказываются от нее. Сегодня потребителю недостаточно получать товар и услугу, он хочет дополнительных бонусов и «плюшек». Важно, чтобы подписка предлагала что-то уникальное, что невозможно получить в другом месте. В один период популярностью ввиду своей новизны пользовались подписки на доставку цветов раз в неделю. Если речь идет о контенте, то при возможности найти его в бесплатном доступе для многих пользователей подписка теряет какую-либо необходимость или ценность.

Технологические консерваторы

Тут речь идет о компаниях, которые отрицают прогресс и работают с применением устаревших технологий. Не путать с бизнесом, чья продукция ценится именно за строгое следование и соблюдение стандартов производства, которые были разработаны десятки или сотни лет назад.

Мы же, скорее, говорим о деятельности, которая требует постоянного обновления и модернизации. Хорошим примером могут стать компьютерные клубы, а еще лучшим — отечественная автомобильная индустрия, которая в своем развитии может стагнировать десятилетиями. Сегодня руководство «АвтоВАЗа» жалуется на плохие продажи, лоббирует введение ввозных пошлин, которые в первую очередь бьют по автолюбителям, но это вряд ли станет решением проблем. А кроется она в отсутствии инноваций и тотальном отставании от конкурентов, будь то европейские или китайские бренды.

Модели, основанные на устаревших методах маркетинга

Традиционные методы маркетинга, такие как печатная реклама и телевидение, теряют свою эффективность по сравнению с цифровыми рекламными стратегиями. Потребители все чаще игнорируют ТВ, флаеры, информацию в газетах и журналах, обращаясь к более персонализированным и интерактивным способам взаимодействия с брендами. Современные реалии обязывают бизнес иметь свой сайт, страничку в запретграме, канал в телеграме — это обязательные условия и возможности успешно конкурировать на современном рынке, так как эти инструменты позволяют охватить наибольшее число людей, которые смогут увидеть вашу рекламу.

Почему малый бизнес не должен игнорировать построение финансовой модели

Используем принцип Парето для решения проблем в бизнесе