Бизнес-модели, которые сегодня не работают
В условиях быстро меняющегося рынка и постоянных технологических изменений бизнес-модели, которые когда-то были рабочими, успешными, могут потерять свою актуальность ввиду того, что их былые конкурентные свойства становятся отягчающим балластом для современных рыночных условий. В этой статье мы рассмотрим несколько бизнес-моделей, которые некогда считались «формулой успеха», но на сегодняшний день их применение может привести к значительным убыткам, а также постараемся объяснить причины их неэффективности.
Традиционная розничная продуктовая торговля
Сразу хотим сделать небольшую ремарку: эта модель в нашем списке не потому, что перестала быть актуальной, а потому, что ввиду условий стремительно меняющегося рынка подход к розничной торговле должен быть пересмотрен, изменен и адаптирован. Если раньше любой магазин с бакалеей был обречен на успех, то сегодня открыться и успешно работать без анализа конкурентов, наличия базы поставщиков, опыта в данной сфере — задача бизнес-суицидальная. Еще сюда стоит добавить необходимость в исчислении количества жителей в районе, где вы планируете открывать свой магазин. Традиционная розничная торговля сталкивается с такими конкурентами, как сетевики-супермаркеты, а также с серьезными вызовами в лице электронной коммерции. Потребители все чаще выбирают онлайн-покупки с доставкой, которые предлагают удобство, широкий ассортимент и зачастую более низкие цены, так что открыться в «просто хорошем месте» не выйдет.
Низкая цена на продукцию
Модели, основанные на принципе «дешево и много», начинают терять свою актуальность. Вероятно, низкие цены могут привлечь клиентов, но стоит помнить, что в большинстве случаев это коррелируется низким качеством продукции и услуг, а это в долгосрочной перспективе негативно сказывается на репутации бренда. Если же изначально так и было задумано (например сеть Fix Price), то опять же встает вопрос конкуренции с сетевиками и необходимости реализовывать огромные объемы для элементарной выживаемости бизнеса. Маржа на таких товарах небольшая, по этой причине заработать хорошие деньги возможно лишь при условии крупных и постоянных продаж. Кроме того, такие компании сталкиваются с проблемами в управлении затратами и могут оказаться в уязвимом положении в условиях экономической нестабильности.
Модели, основанные на подписке без добавленной ценности
Подписные модели стали особенно популярными в последние пять лет, однако сегодня многие компании, предлагающие подписки без реальной добавленной ценности, сталкиваются с проблемами удержания клиентов. Если пользователи не видят смысла в продлении услуги, они быстро отказываются от нее. Сегодня потребителю недостаточно получать товар и услугу, он хочет дополнительных бонусов и «плюшек». Важно, чтобы подписка предлагала что-то уникальное, что невозможно получить в другом месте. В один период популярностью ввиду своей новизны пользовались подписки на доставку цветов раз в неделю. Если речь идет о контенте, то при возможности найти его в бесплатном доступе для многих пользователей подписка теряет какую-либо необходимость или ценность.
Технологические консерваторы
Тут речь идет о компаниях, которые отрицают прогресс и работают с применением устаревших технологий. Не путать с бизнесом, чья продукция ценится именно за строгое следование и соблюдение стандартов производства, которые были разработаны десятки или сотни лет назад.
Мы же, скорее, говорим о деятельности, которая требует постоянного обновления и модернизации. Хорошим примером могут стать компьютерные клубы, а еще лучшим — отечественная автомобильная индустрия, которая в своем развитии может стагнировать десятилетиями. Сегодня руководство «АвтоВАЗа» жалуется на плохие продажи, лоббирует введение ввозных пошлин, которые в первую очередь бьют по автолюбителям, но это вряд ли станет решением проблем. А кроется она в отсутствии инноваций и тотальном отставании от конкурентов, будь то европейские или китайские бренды.
Модели, основанные на устаревших методах маркетинга
Традиционные методы маркетинга, такие как печатная реклама и телевидение, теряют свою эффективность по сравнению с цифровыми рекламными стратегиями. Потребители все чаще игнорируют ТВ, флаеры, информацию в газетах и журналах, обращаясь к более персонализированным и интерактивным способам взаимодействия с брендами. Современные реалии обязывают бизнес иметь свой сайт, страничку в запретграме, канал в телеграме — это обязательные условия и возможности успешно конкурировать на современном рынке, так как эти инструменты позволяют охватить наибольшее число людей, которые смогут увидеть вашу рекламу.
Почему малый бизнес не должен игнорировать построение финансовой модели