Одной из главных проблем человечества остается мусор. Огромные масштабы производства, сложность переработки многих материалов и просто человеческая невоспитанность из года в год вредят нашей планете. Ситуацию в городах держат под контролем региональные операторы, отвечающие за вывоз ТКО, но и они справляются не всегда. Неприятностей можно избежать благодаря автоматизации процесса вывоза ТКО. Одну из систем, контролирующую работу оператора, разработала компания iQsolution. Ее основатель Илья Евсютин расскажет нам о том, как их платформа смогла изменить сферу и сделать жизнь многих людей проще.
У вашей компании широкий спектр работы – вы предлагаете IT решения для разного бизнеса. Как возникла идея разработать сервис именно для региональных операторов?
Это начиналось как классическая разработка под одного конкретного заказчика, который столкнулся с весьма необычной проблемой. Забегая вперед, отмечу, что именно эту разработку нам удалось продуктивизировать и предложить довольно большому кругу потенциальных потребителей.
В 2019 году в Тульской области началась «мусорная реформа», в ходе которой в городе остались всего 2 крупных оператора. Они работали в регионе впервые, поэтому актуальных данных о местах расположения контейнерных площадок у них не было. Это приводило к тому, что в некоторых районах баки не вывозили, так как они не были указаны в документации. Ситуация начала быстро накаляться, посыпалось много писем от недовольных жителей. На одном из совещаний правительство Тульской области выдвинуло ультиматум компаниям, требуя решить текущие проблемы с вывозом отходов в регионе в течение двух недель. Все шло к разрыву многолетнего и многомиллиардного контракта для региональных операторов по вывозу ТКО.
Один из операторов обратился к нам. Задача нам показалось интересной, так как отрасль развивалась очень быстро и нуждалась в автоматизации бизнес-процессов. За две недели мы разработали MVP (Minimum Viable Product) – версию продукта, который должен был решить текущую проблему. Мы «подняли» web-сервис, сделали картографическую подложку и нанесли на карту все известные на данный момент контейнерные площадки. Также разработали мобильное приложение для водителей оператора, которое фиксировало дату, точное время, результат работы и координаты места, из которого вывезен мусор.
Для населения мы тоже создали интерактивную карту, на которой любой житель Тульской области мог увидеть, когда в последний раз вывозился мусор из его района. В случае, если какая-то контейнерная площадка не была отмечена на карте, человек мог добавить ее сам.
Таким способом нам удалось помочь региональному оператору собрать актуальную базу мест нахождения контейнеров и предоставить жителям онлайн-инструмент для общественного контроля вывоза мусора. Правительство Тульской области осталось довольно креативным подходом к решению проблемы.
После серии доработок нашими разработками заинтересовались коллеги операторов из Московского региона. Сейчас около 80% процентов всего мусора в Москве вывозится под контролем ТКО Онлайн, а это более 4 млн тонн отходов в год!
Как оцениваете рынок вывоза ТКО? Чтобы хотелось в нем изменить?
Весь рынок вывоза ТКО и КГМ (крупногабаритные отходы) включает в себя около 200 компаний – это крупные региональные операторы, которые собирают и транспортируют весь мусор в России, а также порядка 85 региональных министерств экологии и ЖКХ. Еще есть небольшие подразделения, например, отвечающие за сбор и транспортировку медицинских отходов. Там процессы сильно отличаются от вывоза «обычного» мусора, и, на мой взгляд, направление тоже очень нуждается в оптимизации и контроле, потому что зачастую они перевозят и обезвреживают опасные вещи.
Хотелось бы сделать рынок вывоза ТКО максимально операционно-эффективным, так как региональные операторы фактически являются монополистами по оказанию услуги сбора и транспортировки отходов в регионе, а это значит, что все свои затраты (в том числе понесенные за счет неэффективного управления) перекладываются на каждого жителя России.
Второе – это улучшение экологической ситуации в стране за счет максимально прозрачного оборота отходов – от мест накопления до переработки или утилизации. Это особенно актуально для оборота медицинских отходов, которые могут представлять прямую угрозу для жизни и здоровья человека.
Расскажите, как работает ваша платформа. Какие проблемы сферы она решает?
Платформа ТКО Онлайн – это web-сервис. Дистрибутируем мы его по модели “SaaS” (программное обеспечение как услуга) – это значит, что нашим клиентам достаточно подключить свои мусоровозы и настроить интеграцию с 1С. Внедрение сервиса максимально комфортное и занимает не более 2-х недель.
Также в составе нашего продукта есть мобильное приложение для водителей, которые с его помощью получают задание на день, фиксируют выполненную работу или сообщают о возникшей проблеме.
Основные задачи, которые решает ТКО Онлайн:
- План-факторный анализ: показывает, какой объем уборки отходов был запланирован и какой фактически перевезен. Какой водитель лучше выполняет маршрут, а какой хуже.
- Оптимизация логистики: бизнес регионального оператора завязан на капитальных затратах в виде покупки мусоровывозящей техники. Поэтому они стремятся вывезти как можно больший объем мусора наименьшим количеством техники. Такой подход помогает экономить деньги не только мусоровывозящим компаниям, но и обычным людям, оплачивающим их услуги.
- Борьба с претензиями: иногда региональные операторы подвергаются необоснованным претензиям со стороны жителей или контролирующих органов. С помощью нашей системы достаточно сделать два клика мышью, чтобы подготовить аргументированный ответ со всей доказательной базой. Она соберет фотоподтверждения, данные спутниковой системы слежения с указанием адреса, времени и даты посещения мусоровозом конкретной площадки.
- Выгрузка данных в сторонние информационные системы и отчетность: некоторые региональные власти разрабатывают собственные информационные системы, в которые автоматически отправляются данные с нашего сервиса. Можно автоматизировать формирование как внешней, так и внутренней отчетности.
В приложении есть функция фотофиксации: сотрудник может сообщить, если что-то мешает вывозу отходов. Какие проблемы встречаются чаще всего – на что горожанам обратить внимание, чтобы не мешать работе мусороуборочных компаний?
Самая частая проблема в больших городах – это неправильно припаркованный автомобиль, который блокирует подъезд к контейнерной площадке. Для этого в мобильном приложении предусмотрена функция “сообщить о проблеме”. Обычно диспетчер пытается оперативно решить проблему, но не всегда удается сделать это быстро.
Также важно понимать, что не все находится в зоне ответственности регионального оператора: иногда выкидывают специфический мусор, который оператор не может забрать и транспортировать. Бывает, мусор находится не в баке, а возле него – это зона ответственности администраций и управляющих компаний. Обо всех подобных случаях водитель сообщает путем фотофиксации через мобильное приложение.
Расскажите об удачных кейсах использования системы. Какие показатели удалось повысить?
Прежде всего удалось навести порядок в основной операционной деятельности мусоровывозящей компании. После внедрения нашей системы многим региональным операторам удалось существенно снизить количество техники за счет оптимизации логистических маршрутов и более ответственного подхода водителей к работе. В Москве один наш клиент сократил количество необходимых мусоровозов на 16%, а это огромные деньги для такой организации.
С какими крупными клиентами вы работаете на данный момент? В каких регионах удалось внедрить систему?
Сейчас основные наши клиенты – это крупные региональные операторы по вывозу ТКО. Мы начинали с Москвы, поэтому на данный момент 4 из 6 операторов по вывозу отходовов в этом регионе используют нашу платформу ТКО Онлайн. Также у нас есть клиенты в Московской, Нижегородской и Тульской областях. Еще с представителями 5 регионов ведем переговоры.
Также у нас есть государственный заказчик в лице Министерства Природных ресурсов и Экологии Тульской области, для которого мы разработали систему по контролю вывоза ТКО и соблюдения территориальной схемы движения отходов. Это тоже “облачный” продукт, который позволяет отслеживать движение отходов от мест их накопления до переработки или захоронения.
Какие цели ставите себе в будущем? Платформа будет развиваться и работать в других регионах?
Наша основная цель подключить как можно больше клиентов. Мы сейчас фокусируемся на интеграции BI (Business Intelligence) системы в нашу платформу, которая позволит объединять производственные показатели из разных источников, выявлять не всегда очевидные зависимости и в конечном итоге помогать менеджменту принимать операционно-эффективные решения.
Следующий большой вызов на этот год – логистика. Мы продолжаем совершенствовать наш модуль планирования маршрутов на основе того огромного массива исторических данных, который мы накопили за 4 года в разных регионах.
iQsolution – компания, которая помогает бизнесу решать задачи через IT-технологии. Эксперты компании самостоятельно вникают в проблемы клиента и предлагают способы их решения, по итогу выдавая рабочий продукт. Они создают web-порталы, разрабатывают приложения и внедряют микроэлектронику для успешного функционирования вашего бизнеса. Также обеспечивают постоянную поддержку и мониторинг проекта, добавляют новый функционал и масштабируют сервис. Для них важно, чтобы клиент мог совершенствовать свой бизнес, используя современные технологии.