Какой начинающий предприниматель на старте не мечтает о том, что его проект будет быстро набирать обороты, масштабироваться и приносить большой доход? Когда так и получается, может показаться, что это невероятный успех и вам удалось поймать удачу за хвост. Но у стремительного роста есть обратная сторона — поток клиентов активно увеличивается, следить за качеством продукта становится сложнее, приходится оперативно набирать команду, при этом компетенций для грамотного управления может сильно не хватать. В таком случае легко растерять первые результаты и утратить контроль над компанией. Поговорим о том, какая «побочка» существует у быстрого бизнес-развития и как с ней справляться.
Основные проблемы стремительного роста
Показательную историю компании, которая стартанула «с нуля» и в короткие сроки достигла неожиданных результатов, можно увидеть в фильме «Стажер»: в центре сюжета история «Ателье Остин» — успешного интернет-магазина — и его владелицы. Запустив проект буквально «на коленке», она взрастила из него настоящего гиганта, столкнувшись с неожиданными последствиями этого роста — путаницей с логистикой, вечными дедлайнами, сбоями в поставках, отсутствием времени на личную жизнь и даже на управление компанией. Спойлерить не станем, пример мы привели для того, чтобы проиллюстрировать конкретную ситуацию: у стремительного роста, к которому собственник не был готов, есть определенные последствия.
Например:
- Недостаток производственных мощностей — представим, что вы открыли компанию по пошиву одежды и вкладываетесь в рекламу. Продукция получается высокого качества, клиенты довольны, рекомендуют бренд друзьям и знакомым, плюс реклама дает колоссальный эффект, и на сайт приходят сотни потенциальных клиентов, желающих сделать заказ. Они оформляют покупку, вносят оплату, но швейное производство, отдел отгрузки и отправки посылок в компании не были рассчитаны на такой поток заявок — в итоге увеличиваются сроки доставки, клиенты негодуют, появляются негативные отзывы, отказы, страдает репутация.
- Трудности с контролем качества продукции и уровня сервиса. Если не хватает мощностей, фокус руководства обычно направляется на достижение количественных показателей, а качественные неизбежно начинают страдать. Кроме того, зачастую при стремительном росте приходится нанимать новых спецов, а возможность тщательно отслеживать их рабочие успехи и в полной мере оценивать квалификацию отсутствует.
- Проблемы с подбором персонала — возникает потребность в массовом найме, необходимость искать работников на должности, которых раньше в компании не было. Как следствие — требуются вложения на рекрутинг, в команду нужен толковый HR, приходится разрабатывать программу адаптации сотрудников и т. д. Начинающим предпринимателям на данном этапе не всегда понятно, какие именно кадры подойдут, в итоге есть риск найма неквалифицированного персонала.
- Сложности с «оцифровкой» бизнес-процессов — как минимум клиентской базы. При увеличивающемся потоке заявок отслеживать покупательскую активность, вести учет доходов, расходов, предоставлять обратную связь в «ручном» режиме просто невозможно. Необходимо оперативно внедрять современные технологии, подключать соответствующее программное обеспечение, к чему собственник зачастую просто не готов.
- Беспорядок в управлении бизнес-процессами — чтобы компания работала бесперебойно, все внутренние коммуникации должны быть продуманы, регламентированы, а сотрудники с ними ознакомлены. Далеко не всегда начинающие предприниматели осознают важность системного подхода к управлению, зачастую им не хватает компетенций, они тратят массу времени на стремление упорядочить деятельность, совершая хаотичные движения.
Как справиться с «трудностями роста»
Ключевое правило, позволяющее предупредить возможные проблемы и решать их по мере появления, заключено в стремлении подходить к развитию бизнеса как к системе, в которой все процессы взаимосвязаны, продуманы, регламентированы и прозрачны.
Что нужно для этого делать:
- Рассчитать финансовую модель и бизнес-план проекта на старте: из-за отсутствия опыта начинающие предприниматели игнорируют базовые инструменты, вследствие чего и возникают сложности. Наличие плана позволяет прогнозировать и учитывать риски и действовать на опережение.
- Определить единые стандарты качества продуктов и сервиса на старте — они помогают обеспечить одинаковый подход к производству товаров и оказанию услуг вне зависимости от объема. Вновь приходящие сотрудники смогут опираться на четкие критерии, а руководители — оценивать их работу по конкретным параметрам.
- Составить должностные инструкции и прописать план взаимодействия между работниками и подразделениями, которые позволят им наладить эффективную коммуникацию и поддерживать ее по мере роста компании. Важно, чтобы каждый член команды понимал свою зону ответственности, придерживался установленной в компании иерархии, но при этом имел возможность предлагать новые идеи.
- Заранее формировать кадровый резерв — когда по мере роста потребуются новые сотрудники, их не придется судорожно искать по всем каналам, но будет понимание, какое количество времени необходимо для подбора специалистов, сколько средств понадобится для оплаты их труда, на что обратить внимание при поиске.
- По возможности как можно раньше подключать технологические решения для бизнеса — CRM-системы, программы финансового и бухучета, системы автоматизации процессов и т. д.
- Постоянно обучаться новому и обучать персонал, эти знания — вклад в будущее. Они позволяют своевременно решать трудности, сопутствующие росту компании, и помогают принимать необходимые меры для минимизации их последствий.
5 правил эффективного руководства и взаимодействия с командой