Бизнес,предпринимательство
18 июня, 2024

5 проблем начинающих компаний, связанные с их быстрым ростом

Обсуждаем возможные риски успешных стремительно развивающихся проектов и говорим о том, как минимизировать последствия такого темпа.

Какой начинающий предприниматель на старте не мечтает о том, что его проект будет быстро набирать обороты, масштабироваться и приносить большой доход? Когда так и получается, может показаться, что это невероятный успех и вам удалось поймать удачу за хвост. Но у стремительного роста есть обратная сторона — поток клиентов активно увеличивается, следить за качеством продукта становится сложнее, приходится оперативно набирать команду, при этом компетенций для грамотного управления может сильно не хватать. В таком случае легко растерять первые результаты и утратить контроль над компанией. Поговорим о том, какая «побочка» существует у быстрого бизнес-развития и как с ней справляться.

Основные проблемы стремительного роста

Показательную историю компании, которая стартанула «с нуля» и в короткие сроки достигла неожиданных результатов, можно увидеть в фильме «Стажер»: в центре сюжета история «Ателье Остин» — успешного интернет-магазина — и его владелицы. Запустив проект буквально «на коленке», она взрастила из него настоящего гиганта, столкнувшись с неожиданными последствиями этого роста — путаницей с логистикой, вечными дедлайнами, сбоями в поставках, отсутствием времени на личную жизнь и даже на управление компанией. Спойлерить не станем, пример мы привели для того, чтобы проиллюстрировать конкретную ситуацию: у стремительного роста, к которому собственник не был готов, есть определенные последствия.

Например:

  1. Недостаток производственных мощностей — представим, что вы открыли компанию по пошиву одежды и вкладываетесь в рекламу. Продукция получается высокого качества, клиенты довольны, рекомендуют бренд друзьям и знакомым, плюс реклама дает колоссальный эффект, и на сайт приходят сотни потенциальных клиентов, желающих сделать заказ. Они оформляют покупку, вносят оплату, но швейное производство, отдел отгрузки и отправки посылок в компании не были рассчитаны на такой поток заявок — в итоге увеличиваются сроки доставки, клиенты негодуют, появляются негативные отзывы, отказы, страдает репутация.
  2. Трудности с контролем качества продукции и уровня сервиса. Если не хватает мощностей, фокус руководства обычно направляется на достижение количественных показателей, а качественные неизбежно начинают страдать. Кроме того, зачастую при стремительном росте приходится нанимать новых спецов, а возможность тщательно отслеживать их рабочие успехи и в полной мере оценивать квалификацию отсутствует.
  3. Проблемы с подбором персонала — возникает потребность в массовом найме, необходимость искать работников на должности, которых раньше в компании не было. Как следствие — требуются вложения на рекрутинг, в команду нужен толковый HR, приходится разрабатывать программу адаптации сотрудников и т. д. Начинающим предпринимателям на данном этапе не всегда понятно, какие именно кадры подойдут, в итоге есть риск найма неквалифицированного персонала.
  4. Сложности с «оцифровкой» бизнес-процессов — как минимум клиентской базы. При увеличивающемся потоке заявок отслеживать покупательскую активность, вести учет доходов, расходов, предоставлять обратную связь в «ручном» режиме просто невозможно. Необходимо оперативно внедрять современные технологии, подключать соответствующее программное обеспечение, к чему собственник зачастую просто не готов.
  5. Беспорядок в управлении бизнес-процессами — чтобы компания работала бесперебойно, все внутренние коммуникации должны быть продуманы, регламентированы, а сотрудники с ними ознакомлены. Далеко не всегда начинающие предприниматели осознают важность системного подхода к управлению, зачастую им не хватает компетенций, они тратят массу времени на стремление упорядочить деятельность, совершая хаотичные движения.

Как справиться с «трудностями роста»

Ключевое правило, позволяющее предупредить возможные проблемы и решать их по мере появления, заключено в стремлении подходить к развитию бизнеса как к системе, в которой все процессы взаимосвязаны, продуманы, регламентированы и прозрачны.

Что нужно для этого делать:

5 правил эффективного руководства и взаимодействия с командой

Закрытие бизнеса через 5 стадий принятия

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: