5 инструментов PR, которые будут полезны для вашего бизнеса
Чтобы конкретный продукт нашел своего потребителя — нужна реклама, чтобы о компании или бренде узнали и говорили как можно больше людей — потребуется PR. Иногда владельцы бизнеса путают данные понятия, однако каждое направление имеет свою специфику, которая играет определенную роль в развитии и масштабировании проектов. Поговорим о том, как малому бизнесу использовать PR в работе и почему он необходим не только крупным организациям.
Что такое PR и для чего он нужен
В переводе с английского PR (public relations) означает «связи с общественностью». Он включает в себя инструменты, которые помогают сформировать определенное представление о бренде или компании в глазах потребителей, как правило, положительное. PR не ставит перед собой задачу продать товар или продукт здесь и сейчас, его приоритет — работа над репутацией, имиджем, восприятием организации. С помощью мероприятий, работы с соцсетями и лидерами мнений специалисты по связям с общественностью формируют у целевой аудитории определенное представление о целевом объекте — фирме, бренде, человеке.
Как правило, параметр, который позволяет определить эффективность работы PR-команды, — это индекс цитируемости, то есть как часто бренд упоминается в СМИ и других источниках информации. Кроме того, с помощью опросов аудитории и работы с аналитикой входящего трафика можно понять, какое количество аудитории удалось охватить с помощью данного инструмента и насколько узнаваемой стала компания.
Ключевые задачи PR:
- Сформировать определенную репутацию организации в глазах потребителей — чем более позитивным является ее восприятие аудиторией, тем выше в конечном итоге спрос на товар или услуги.
- Повысить узнаваемость бренда — то есть благодаря успешному PR люди намного охотнее и чаще рекомендуют его друг другу, активнее ищут информацию в поисковиках, самостоятельно заходят на сайт, офлайн- и онлайн-площадки компании.
- Увеличить лояльность аудитории за счет работы над предыдущими задачами, ведь благодаря этому постепенно растет уровень доверия клиентов и их готовность взаимодействовать с организацией в долгосрочной перспективе.
- Повысить прибыль — хотя напрямую PR не ставит перед собой такую задачу, «побочным» эффектом качественной работы становится рост спроса на услуги или товары.
Как использовать PR в малом бизнесе
Ошибочно полагать, будто он нужен только крупным компаниям. На самом деле повышение узнаваемости и формирование позитивного восприятия бренда в глазах аудитории необходимы и небольшим организациям. Более того, в отличие от рекламы, которая требует определенных финансовых вливаний, PR-задачи иногда можно реализовывать без большого бюджета, а порой и вовсе без вложений, что является весомым аргументом в пользу применения его инструментов в малом бизнесе.
Разработка PR-стратегии — первый шаг на пути к работе над репутацией. Ключевые аспекты, как и всегда при решении маркетинговых задач, включают в себя исследования целевой аудитории, а также правильную постановку целей. Как вашу компанию должны воспринимать потенциальные клиенты? Где они ищут информацию о вас, какие СМИ и блоги читают, какие каналы коммуникации будут наиболее эффективны? Ответы на данные вопросы помогут точно сформулировать основной месседж и выбрать подходящие медиаплощадки.
Как использовать принципы PR в своем проекте:
- Создавать информационные поводы, которые привлекают внимание целевой аудитории и СМИ. Инфоповод — хороший способ заинтересовать медиа и стать героем публикаций на безвозмездной основе. Кроме того, благодаря популярности социальных сетей интересные события с удовольствием освещают на своих страничках и обычные пользователи.
- Устанавливать контакты с журналистами и копирайтерами: обычно они ищут интересные для их тематики темы, «громкие заголовки» для своих статей, и если ваша компания готова к сотрудничеству, почему бы не сделать его взаимовыгодным? Например, специалисты могут выступать экспертами в интервью, также это неплохой способ рассказывать о последних новостях из жизни вашей организации. Определите, какие площадки вам интересны с точки зрения PR-стратегии, и найдите точки соприкосновения с их специалистами. Кроме того, сформируйте привычку регулярно отправлять пресс-релизы с информацией о важных для компании событиях, такая активность также может принести результат.
- Вести экспертные блоги или публиковать полезные материалы на сторонних площадках — это поможет формированию определенного имиджа компании. Например, часто можно увидеть статьи руководителей организаций в бизнес-изданиях, где они делятся своим опытом управления или развития проекта. Некоторые публикации размещаются на платной основе, другие — на безвозмездной. Кроме того, в современном мире необходимо развивать свой блог и вести страницы в социальных сетях, грамотный контент может стать инструментом формирования определенной репутации.
- Работайте с инфлюэнсерами, особенно с теми, которые готовы сотрудничать в формате амбассадорства — они обычно рассказывают о мероприятиях компании и продуктах, но не занимаются прямыми продажами.
- Создавайте полезный контент — например проводите профильные исследования, которые СМИ могут использовать для подготовки своих материалов со ссылкой на вашу компанию.