Марат Бабаев
Автор:
Марат Бабаев
20 марта 2020

Беспорядок на рабочем столе — признак гениальности

По разным данным, письменный стол появился на свет приблизительно в начале 12 века. Несмотря на многовековую мебельную эволюцию, концептуально этот предмет остался прежним: ровная поверхность, с ящиками или без, на которой с разной степенью успешности актуализируются плоды умственного труда.

Сегодня психологи настаивают: люди более продуктивны, когда их рабочее место не перегружено. Это может касаться рабочей почты, забитой каскадом непрочитанных писем, мобильного телефона, перегруженного приложениями (не всегда полезными), и, наконец, письменного стола, ноутбук на котором соседствует с позавчерашним ужином, кипой непрочитанных книг и договорами прошлогодней давности.

Однако мысль о том, что чистый рабочий стол делает человека более продуктивным, абсурдна. Так, по крайней мере, считают исследователи из Миннесотского университета, которые на практике выявили зависимость производительности студентов от упорядоченности их рабочего пространства. «Участники из «грязной» комнаты произвели такое же количество идей, как и их коллеги, которые работали в «чистых» условиях. Но идеи первых оказались более интересными и оригинальными», — так ученые описали результат эксперимента, в рамках которого двум группам учащихся было предложено выполнить одинаковое задание, но в различных интерьерных условиях.

Эрик Абрахамсон и Дэвид Фридман, авторы книги «Эффективный беспорядок», убеждены: у аккуратности есть своя материальная стоимость. Игнорирование данного факта, по мнению авторов, позволяет упускать из виду связь между чистотой на рабочем месте и производительностью. «Склонность к опрятности для большинства из нас является базовой функцией, — пишут Абрахамсон и Фридман. — Поэтому подвергать сомнению ее полезность для многих кажется нелогичным. Но в то же время люди игнорируют цену этой самой опрятности, забывая при этом, что ее отсутствие может принести намного большую пользу».

Польза, о которой говорят эксперты, заключается в высвобождении ресурсов для выполнения более сложных задач. Вместо того, чтобы расчищать рабочее пространство от регулярно скапливающего мусора или бесконечно обнулять индикатор входящих сообщений, лучше сконцентрироваться на результативно оправданных действиях, способствующих решению проблемы в заданный отрезок времени. «В одной из своих статей я писал о людях, зацикленных на «Входящих нет», — говорит Джеффри Джеймс, журналист, автор многочисленных книг о бизнесе и технологиях. — Но у гениев определенно есть что-то более важное, чем пустая возня с сортировкой документов, электронных писем или сообщений».

В качестве примера Джеймс апеллирует к старым фотографиям известных писателей, которые работают за письменным столом, загроможденным кипой сопутствующих бумаг и книг. «Чистый» стол, по мнению автора, является артефактом середины 20-го века, скорее имитирующим продуктивность, чем ее порождающим. «В свое время порядок на столе считался признаком лени — занятым и талантливым людям некогда было следить за уборкой. Марк Твен, например, намеренно не расчищал свой стол перед тем, как его фотографировали за работой», — пишет Джеффри Джеймс.

Беспорядок на своем рабочем месте остроумно оправдывал и Альберт Эйнштейн: «Если загроможденный стол является признаком загроможденного ума, то что тогда означает пустой стол?» С этим бы наверняка согласился и Томас Эдисон, у которого, по признанию его современников, письменный стол никогда не освобождался от мусора.

Хаос рабочего пространства необязательно является признаком гениальности. Но главная мысль упомянутого исследования, подтвержденная им статистически, заключается в приоритизации результата над формализмом, творчества — над рутиной. И это именно то, что отличает талантливых работников от рядовых. И хотя беспорядок на рабочем столе может говорить о безответственности его обладателя, но в не меньшей степени он способен подтверждать и его визионерский потенциал.

Специалист или универсал? Кто более востребован на рынке труда и что лучше для бизнеса
Что общего между стендапом и бизнесом
Страх и мотивация: должны ли сотрудники бояться руководителя и какие у этого есть альтернативы
Исследование: один плохой сотрудник может испортить всю команду