Родион Махов
Родион Махов
3 декабря 2024

Как жестко, но эффективно критиковать своих подчиненных

Работа в команде, управление коллективом — это непростой процесс, где люди неизбежно допускают ошибки. Это может быть единичная оплошность или же систематические нарушения, которые в итоге негативно отражаются на всем проекте. Корректировать деятельность подчиненных порой приходится через критику, и многие руководители стараются придерживаться правила золотой середины, где в равном соотношении хвалят и ругают сотрудников. Но порой ситуация может вынудить переступить через «экватор» и быть более жестким в вопросах обратной связи. Когда это уместно и как повысить голос таким образом, чтобы внушение возымело эффект, а работники восприняли ваши слова не как личное оскорбление, — будем разбираться.

Самое главное — корректность

А именно: не опускайтесь до прямых оскорблений. Не станем питать иллюзий и писать о том, что не стоит использовать бранные слова, так как это утопия. Ну представьте прораба, который на стройке не использует маты? Его просто не поймут, а что уж говорить об осознании собственной вины нерадивым строителем? Но при любых сценариях не опускайтесь до личностных характеристик, особенно с применением нецензурной лексики. Это лишь настроит сотрудника против вас и станет почвой для дальнейшей культивации конфликта. Вы можете дать самую яркую оценку конкретным действиям или поступку, но никак не личности человека.

Конкретика

Ведите разбор ситуации, опираясь на факты, без эмоциональной привязки. Говорите, исходя из действий, поступков, нарушений, например техники безопасности и регламента работ, — ссылайтесь лишь на факты, имеющие отношение непосредственно к работе. Общайтесь, используя язык фактов, указывайте подчиненным на их реальные ошибки и оплошности, такой подход в их глазах добавит авторитета и вашей фигуре — люди уважают предметность и последовательность.

Объясните причину критики

А точнее — расскажите о последствиях, которые могут возникнуть в случае тех или иных нарушений в процессе производства или иных операционных действий. Например, некорректно составленный договор может стать причиной репутационного ущерба и финансовых потерь для компании, из-за нарушения ТБ могут пострадать или вовсе погибнуть коллеги, а нарушение регламента при работе с оборудованием приведет к непреднамеренному саботажу и возможной остановке деятельности всего предприятия. Порой красочное описание возможных последствий становится более действенным инструментом, чем штрафы, потому что в глубине души каждый человек боится стать причиной чужого несчастья.

Дайте возможность высказаться

Обязательный пункт. Во-первых, вы поймете, были ли услышаны своими подчиненными, во-вторых, сможете более детально узнать о мотивах, которые побудили их к тем или иным действиям или бездействию. К тому же, независимо от занимаемой должности, каждый человек заслуживает того, чтобы быть услышанным. Возможно, виной всему был мотив, который и вовсе может оправдать их проступок. Помните, что нужно использовать не только кнут.

Отслеживайте результаты

Важный элемент любой критики — результат, который можно отследить после диалога с элементами (тут должна быть шутка, которая не предусматривается редполитикой нашего издания) «внушения». Действия сотрудников должны говорить за себя — собственно, они и станут главным маркером того, насколько ваше общение было эффективным. Если вы видите, что работнику не удается преодолеть возникшие трудности, то помогите ему, узнайте, что необходимо для достижения наилучшего результата. Если же специалист принял решение не менять свой подход к работе, то с большей вероятностью в скором времени уже вам предстоит принять решение о его увольнении.

Хотите повысить продуктивность сотрудников — кричите на них

Как подавить бунт среди подчиненных и не позволить саботировать работу компании